Выжигание с помощью линзы

Создание изображений

Виды линз и изображений

Действие на световой поток

Камера-обскура

Модель диапроектора

Фотоаппарат

Строение глаза

Очки

Эксперимент по оптике в 8 классе

На демонстрационном столе на расстоянии двух метров друг от друга устанавливаются экран и лист картона с вырезанным в нем пятнадцатисантиметровым отверстием, в которое вставлен лист кальки с нарисованной красным и зеленым цветами фигуркой человека. Сзади человечек подсвечивается обычной настольной лампой (удобнее лампочка с матовым стеклянным баллоном для равномерной подсветки), установленной на расстоянии нескольких сантиметров от него. Теперь между экраном и человечком устанавливают линзу и перемещают ее до тех пор, пока не получат четкого изображения на экране. Далее ищут второе возможное положение линзы, при котором будет наблюдаться четкое изображение. В одном случае линза располагается ближе к человечку и тогда изображение получается увеличенным. Когда же линза располагается ближе к экрану, изображение уменьшенное. В обоих случаях наблюдается перевернутое изображение человечка. Для лучшей видимости можно ось установки направить вдоль класса (а не вдоль доски), так, чтобы лампы светила в направлении от учащихся, а экран с изображением был повернут к ним.

Третьим шагом демонстрации является перестановка человечка (с лампой) и экрана (они меняются местами и помещаются точно в те же места, где только что был другой предмет) - изображение снова наблюдается, но теперь уже оно такое же, как при первом шаге эксперимента.
Можно, вместо этого, сделать чуть более сложную, но одновременно и более интересную вариацию последнего эксперимента. Делаем два одинаковых картонных экрана 30 на 40 см. В обоих прорезаем одинаковые отверстия диаметром около 15 см. Затем экраны оклеиваются калькой и с обратной стороны одного из отверстий рисуем простое цветное (сверху одним цветом, снизу другим) изображение большого человечка. Дальше экраны ставятся на расстоянии метра друг от друга, белыми поверхностями навстречу. Сзади устанавливаются одинаковые лампы-прищепки и включается только та, которая оказывается сзади нарисованного человечка. После этого между экранами устанавливаем линзу, поближе к неосвещенному экрану, и перемещая ее взад-вперед, добиваемся четкого уменьшенного изображения на втором экране (точно посередине вырезанного отверстия, которое при этом не видно классу, а только учителю, так как вторая лампа его не подсвечивает). Теперь учитель берет в руки те же фломастеры, которыми нарисован первый человечек, и обводит контуры изображения с обратной стороны второго экрана и затем раскрашивает его. После этого он может выключить первую лампу и сразу же включает вторую - на первом экране появляется увеличенное изображение второго человечка, точно в размер и на месте первого, что легко сравнить, включив одновременно и первую лам

Опыт с собирающей линзой и нарисованным на кальке человечком

 

 

Сайт управляется системой uCoz