[AD]

Концепция курса физики и астрономии

Целостность

Доверие к опыту

Место моделей

Качественность

Экземплярность

Экологичность

Развитие понятий

Практическая
направленность

Возраст

Познавательная
активность

Резюме

;

Возможно точная и целостная картина явления

Основной акцент делается на феноменологическом рассмотрении наиболее типических явлений для каждой области физической действительности. В этой связи существенную роль в методике изучения физики играет первая ступень изучения любого природного объекта, которая состоит в наблюдении и целостном представлении данного объекта или явления, взятого не в виде абстрактного понятия или модели, а в многообразии его внешних проявлений, связей и характеристик, включая сложившиеся в культуре различные способы его рассмотрения. Причем это представление может формироваться как на основе непосредственного наблюдения, так и на основе подробного и точного описания.
Исходным пунктом рассмотрения явлений природы и техники везде, где только возможно, является непосредственный, живой опыт, данный через действие, эксперимент или свободное наблюдение. Конкретности деталей придается не меньшее значение, чем последующим выводам и формулировкам закономерностей. Законы постигаются через призму конкретных явлений, в которых они проявляются. Естественно, что ограниченность времени требует специального отбора наиболее характерных, "красноречивых" явлений и экспериментов, в которых суть природной закономерности проявляется наиболее ярко и непосредственно. Именно поэтому излишней является "аппаратурная насыщенность" экспериментов. Простое оборудование в большинстве случаев подходит гораздо лучше, чем дорогостоющие и точные приборы, не говоря уже о компьютерных программах.
В сознании учащегося эти две стороны: явление и закономерность, реальное и идеальное, - должны все время присутствовать рядом, проникая и дополняя одно другое. Закономерность помогает понять явление, а явление облегчает понимание закономерности. При этом важна последовательность подачи материала: сперва следует преобрести живой опыт через действие, наблюдение явления или эксперимента, затем перейти к описанию последнего и лишь потом, на третьей ступени, переходить к его осмыслению, к пониманию - к закономерности.

Сайт управляется системой uCoz