Оптика в 11 классе
1. Феномены зрения: соотношение деятельности
чувств и мышления в зрительном восприятии. Восприятие контраста.
Послеобразы и цветные тени - последовательные и одновременные
контрасты и их физиологическая основа. "Зрительные иллюзии"
как феномен деятельности сознания в восприятии.
2. Фотометрия. Фотометр Ричи. Закон
убывания освещенности с расстоянием и в зависимости от угла
наклона поверхности по отношению к направлению распространения
света. Солнечная освещенность на разных широтах Земли и на
различных планетах.
3. Геометрическая оптика. Отражение
света. Плоское зеркало. Вогнутое и выпуклое зеркала. Геометрическое
построение изображений. Линзы. Взаиморасположение предмета
и изображения в линзе - формула тонкой линзы. Хроматическая
аберрация.
4. Тень и полутень. Дифракция света.
Волновая теория света. Дифракционная решетка. Длина световой
волны.
5. Преломление света. Полное внутреннее
отражение. Волоконная оптика и передача информации. Закон
преломления (эмпирическое правило Снеллиуса, математический
вывод Декарта и принцип наименьшего действия Ферма). Показатель
преломления среды.
6. Дисперсия света - зависимость показателя
преломления от цвета. Радуга. Призматические цвета. Краевые
спектры. Непрерывный спектр света, прошедшего сквозь узкую
щель. Отрицательный спектр, полученный при помощи нити. Линейчатые
спектры. Спектры испускания и поглощения. Спектральный анализ
и его применение в астрофизике.
7. Цвет и переживание цвета. Гетевский
прафеномен и рэлеевское рассеяние света. Аддитивный и субтрактивный
синтез цветов и их применение в телевидении, театральном и
освещении, полиграфии и фотографии. Цвета тел.
8. Поляризация и двойное лучепреломление.
Техническое применение поляризации при исследовании распределения
напряжений в образце. Оптическая активность вещества и поворот
направления поляризации под действием магнитного поля. Электромагнитная
теория света. Скорость света и различные способы ее измерения.
9. Что такое свет? Сопоставление воззрений
и теорий (Ньютон и Гюйгенс, Гете и Ньютон). Редукционизм и
феноменология в современном естествознании.
|