Программа по физике и астрономии

6 класс

(40 уроков — 4 недели — 1 эпоха)

Начало изучения физики приурочено к 12–летнему возрасту, что имеет глубокое основание в
развитии человека. Согласно исследованиям Пиаже в этом возрасте начинает формироваться
формальная логика, гипотетико–дедуктивное мышление. Характерной отличительной чертой
этой стадии развития интеллекта является выполнение систем умственных действий без опоры на внешние, материализованные действия и без опоры на наглядность. Данная форма мышления
полностью соответствует объекту изучения — физическим природным закономерностям, т.к. по
своему содержанию эти закономерности идеальны, т.е. могут быть познаны и открыты только
при помощи мышления. Непосредственные чувственные наблюдения не дают закономерностей.
Так как этот возраст соответствует лишь началу формирования необходимой для
усвоения физики способности, нельзя сразу же предлагать учащимся такие понятия и
законы, которые требуют фактического наличия указанного уровня развития мышления.
(Примером таких понятий, правильное усвоение которых еще недоступно учащимся,
является понятие электрического поля как опосредующего взаимодействие электрических
зарядов.)
Вместе с тем, так как гипотетико–дедуктивное мышление находится в зоне
ближайшего развития ребенка 12–летнего возраста, следует методично работать над его
формированием. В этом смысле физика дает прекрасный материал для подобной работы.
Учитывая постепенность развития и исходный уровень мышления предыдущего
периода (умственные действия с опорой на внешне–данное), на первом году обучения
физике закладываются основы для дальнейшей работы. Учащиеся должны освоить метод
изучения природы, характерный для физики прошлого: наблюдение — описание — поиск
и открытие эмпирических закономерностей — объяснение. Основной упор должен быть
сделан на развитии умения внимательно и точно наблюдать явления.
Другой важной частью содержания первого года обучения физике является
непосредственная характеристическая, качественная сторона всех основных областей
этой науки, их отношение к человеку. Можно так сформулировать лейтмотив первой
эпохи
: в начале изучения физики перед ребенком должны предстать целостные природные явления (звук, свет и цвет, тепло...).

 
Сайт управляется системой uCoz