Проектная деятельность учащихся
школы № 1060

Желоб Галилея
Электрик
Мельница
Солнечн. часы
Музей науки
Гироскоп
Гармония мира

Ветряная мельница

Проект 6 – 7-го классов

(34 часа)

Проект нацелен на знакомство с основными видами механизмов и передач. В основу кладется устройство и многообразие применения водяного колеса и ветряного двигателя. Занятия носят одновременно и теоретический (знакомство с различными конструкциями), и практический характер (их сборка из различных конструкторов). Параллельно со спецкурсом дети изучают историю средневековья, а также, на уроках живописи, архитектуру и костюмы этого периода. Для работы спецкурса необходимо наличие эпипроектора, железных конструкторов и моделей механизмов и передач, нескольких толстых деревянных прутьев, фанеры и инструментов.

План работы:
Двигатели средневековья. Водяное колесо: история, конструкции, развитие и применение. Виды механических передач: кулачковый механизм, зубчатая передача, рычаги, блоки и ременные передачи, винтовые передачи и механизмы. Применение рассмотренных видов передач в прошлом и настоящем. Вечный двигатель. Ветряная мельница.
После знакомства и опробования различных конструкций группа приступает к изготовлению деревянной модели ветряной мельницы. Для этого нарезают заготовки для «бревен» из толстых прутьев, которые затем обрабатываются (с них очищается кора и делается вырез для соединения «в лапу»). Из фанеры делается крыша и пол, крылья, а также круги для передачи вращения от ветряка к жернову. На большом круге («колесе с пальцами») крепятся в просверленных с одной стороны отверстиях тонкие палочки. Между двумя малыми кругами («шестерня — барабан») вставляются палочки такого же диаметра, но большей длины. Жернова вытачиваются из мягкого камня (песчаника). Внутрь барабана вставляется вертикальная ось. Затем она вставляется в отверстие верхнего камня жернова, который и будет вращаться вместе с барабаном. Большое колесо с пальцами крепится на одной оси с крыльями мельницы, пальцами — в сторону барабана. Во время вращения ветряка пальцы цепляются за палки шестерни и приводят во вращение вторую ось. Самое главное — точное согласование расстояний между пальцами большого колеса и пальцами шестерни. Первое должно быть несколько больше второго.

Литература:
1. Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. История техники с древнейших времен до середины XV в. - М., 1993.
2. Лилли С. Люди, машины и история. - М., 1970.
3. Павлович С.А., Мичурина Н.С. Изготовление наглядных пособий по истории. - Л., 1961.
4. Энциклопедический словарь юного техника. - М., 1988.
5. Кудрявцев П.С., Конфедератов И.Я. История физики и техники. - М., 1965.

 
 
 
Недорогое dcp 7057r - по минимальной цене в Москве.
Сайт управляется системой uCoz