Содержание учебника для гуманитариев
"МЕХАНИКА И АСТРОНОМИЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ.
УЧЕБНИК ДЛЯ 9-ГО КЛАССА"

Движение небесных тел

Силы в равновесии

Движение

Силы и движение

Удар

Энергия

Волны

Описание учебника

Описание учебного пособия по физике и астрономии

Существенным моментом при разработке данного учебника был поиск
разумного варианта разрешения противоречия между минимальным объемом
учебного времени на изучение физики (40 - 60 часов) и необходимостью
излагать материал конкретно, живо, разнообразно и интересно. В результате
указанная проблема была решена следующим образом. Пособие предлагает
учащимся и учителю широкий спектр возможностей для выбора объема
изучаемого материала. В данной книге только 25 - 30% содержания является
обязательным
! Этот текст дается особым шрифтом. Остальные 70 - 75%
представляют собой вариативную компоненту данного учебника.
Из двух возможных вариантов изложения материала (в хронологической
последовательности развития науки или же в предметной) избран второй
вариант: содержание разбито на разделы-главы в соответствии с делением
науки на различные предметные области. Однако последовательность глав во
многом соответствует историческому пути развития науки (самая древняя наука
– астрономия – идет в самом начале; затем статика (Архимед, античность),
далее кинематика (Галилей), динамика (Ньютон), импульс (Гюйгенс) и энергия
(Лейбниц, Майер и др.), волны). Внутри каждой главы также выдержан
предметный принцип построения, причем исторический материал везде дается
наряду с предметным без следования жесткой хронологической
последовательности. Принципиально, что история науки играет
второстепенную роль по сравнению с предметным содержанием, именно
поэтому в названии учебника именно механика и астрономия вынесены на
первое место. И вместе с тем исторический путь развития этих наук идет
красной нитью через всю ткань данного учебного пособия, предлагая вместо
хронологии (она, может быть, будет дана в отдельном приложении) яркие,
содержательные исторические иллюстрации, проясняющие развитие научной
методологии на конкретных примерах.
В названиях параграфов на первый план выдвинута занимательная формулировка и лишь затем (в большей мере для учителя) дается ее тематическое раскрытие.
Пособие состоит из двух частей: 1) сборника заданий, вопросов и практических
работ (тексты контрольных работ, в основном в форме качественных задач,
даются отдельно в методическом пособии для учителя, куда входят также
описание постановки экспериментов и рекомендации к проведению уроков);
2)собственно учебника с текстами параграфов, приложений и иллюстрациями.
Для сборника заданий возможны два варианта издания: в переплете и в виде
отдельных листов. Последний имеет те преимущества, что учитель может
выдавать отдельные листки с заданиями по своему усмотрению, а кроме того,
если непосредственно в них отводится место и для ответов, то регулярно
собирать их для проверки. В этом случае тетрадь учащихся должна
представлять собой папку (типа скоросшивателя), в которую эти листки
вкладываются вместе с другими работами по данному предмету.
В процессе работы над книгой сложилась следующая единая структура,
реализованная практически в каждом параграфе:

  1. История появления данного эксперимента, понятия, закона.
  2. Описание экспериментов и их анализ. (Предполагается, что предварительно
    учащиеся наблюдали эти эксперименты на уроке.) Как результат– введение
    новых физических понятий и законов.
  3. Далее следует применение новых понятий для анализа конкретных случаев, а
    также приводятся видоизменения данного понятия, закона для различных
    ситуаций. То есть, эта часть содержит в себе в основном примеры, позволяющие
    глубже уяснить данное понятие (закон), разобраться в его содержании, а также
    затронуть интерес учащихся.
  4. Кроме того, в тексте содержится и ряд задач (в основном качественного
    характера). Основное назначение этих заданий – обеспечить возможность
    уяснения новых понятий в процессе их применения, когда они выступают в
    роли средства для решения конкретной задачи. Поэтому существенно, что это
    задания нерепродуктивного типа: в них не требуется воспроизвести
    определение или же формулу. Данный тип заданий практически не
    используется в данном учебнике.
  5. Краткие итоги изучения данной темы.
  6. Приложения и задания для работы с ними. Это: либо выдержки из
    оригинальных текстов ученых, написанных на эту тему; либо их биографии;
    либо тексты, в которых подробно рассматривается одно из приложений
    излагаемого закона, понятия (например, реактивное движение, или упругость и
    прочность в конструкции моста, или конструкция первых маятниковых часов).
    Среди всех приложений наиболее важным является, на наш взгляд, именно
    хрестоматийный текст, так как, с одной стороны, он представляет собой определенный исторический документ; с другой, – это образец научного текста,
    который, помимо всего прочего, требует еще и определенной работы по
    пониманию реконструкции, смысла написанного. А в-третьих, данные тексты
    ясно показывают, что физические понятия развиваются со временем.
Подскажем как нарисовать аниме - тут вся информация.
Сайт управляется системой uCoz