На конце одного
из зубьев камертона как можно более низкого звучания (у меня
для этой цели служит камертон с частотой 100 Гц - он удобнее
стандартного камертона с иглой тем, что его звук хорошо слышен
и одновременно он обладает хорошо заметным размахом колебаний
концов зубьев) закрепляется игла, вырезанная из обычной жести
(от консервных банок), игла крепится на торцевой поверхности,
таким образом, чтобы при колебаниях камертона она вычерчивала
максимально широкие полосы. Далее прямо на глазах учащихся покрывают
копотью кусок оконного стекла длиной около 30 см и шириной около
15 см. Для этого достаточно обычной свечи, только водить стекло
надо аккуратно, над кончиком пламени, все время перемещая стекло,
чтобы избежать перегревания (это может привести к тому, что
стекло лопнет прямо у вас в руках). Достаточно покрыть тонким
слоем копоти полосу шириной всего несколько сантиметров.
После этого запускаем метроном на отсчет секундных интервалов
времени и настраиваемся на его такт. Перед тем, как опустить
иглу на закопченую поверхность стекла, несколько раз совершаем
в воздухе пробные опускания и подъемы камертона точно в моменты
ударов метронома. Затем ударяем по камертону (лучше всего это
сделать также в момент удара метронома) и следующим тактом опускаем
его на поверхность лежащего на столе стекла и поднимаем при
следующем ударе метронома.
Стоит сделать несколько попыток, чтобы затем выбрать лучший
след.
Для сравнения можно было бы проделать то же самое и с другим
камертоном, издающим другой тон (например, повыше). Но след
его будет довольно мелким из-за малой амплитуды колебаний. И
поэтому сравнение затруднено. Лучше провести подобное сравнение
на дырочной сирене.
|
Запись колебаний
камертона
|
|
|