Четвертый шаг -
обсуждение явлений и поиск закономерности
Наутро картина явления вновь кратко восстанавливается:
учащиеся устно по памяти воспроизводят его описание. Так как дальнейшая
работа будет происходить в сфере мышления, важнее воспроизвести
явление в сознании учащихся по памяти, а не по тетрадке.
Далее начинается самая сложная часть урока - поиск и формулировка
закономерности, обуславливающий наблюдаемое явление. Трудность этого
этапа в том, что в действительности закономерность не выводится
индуктивным путем из данных наблюдения. Она - не есть простое обобщение
фактического материала, который к тому же очень ограниченно доступен
учащимся. Закономерность всегда содержит еще и мыслительный элемент,
даже если это - так называемая "эмпирическая закономерность".
Задача учителя на этом этапе методики - не формулировать за детей
эту закономерность. Она ни в коем случае не должна быть сообщена
им в готовом виде. Роль учителя - роль сократовской "повивальной
бабки". Он должен суметь так организовать обсуждение (например,
с помощью вопросов), чтобы учащиеся смогли, отвечая на поставленные
вопросы, сами найти, сформулировать закономерность. Задача учителя
- формулировка вопроса, проблемы и затем организация обсуждения,
помощь учащимся в сопоставлении суждений друг друга, в верном соотнесении
их с данными наблюдений и экспериментов. Алгоритма здесь нет. Процесс
поиска каждый раз выстраивается из тех мыслей, которые высказывают
учащиеся, и каждый год каждый новый класс прокладывает свой путь.
|