Методика обучения и структура уроков

Наблюдение

Описание

Пауза

Oбсуждение

Уяснение закономерности

Конспект

Закрепление

Четвертый шаг -
обсуждение явлений и поиск закономерности

Наутро картина явления вновь кратко восстанавливается: учащиеся устно по памяти воспроизводят его описание. Так как дальнейшая работа будет происходить в сфере мышления, важнее воспроизвести явление в сознании учащихся по памяти, а не по тетрадке.
Далее начинается самая сложная часть урока - поиск и формулировка закономерности, обуславливающий наблюдаемое явление. Трудность этого этапа в том, что в действительности закономерность не выводится индуктивным путем из данных наблюдения. Она - не есть простое обобщение фактического материала, который к тому же очень ограниченно доступен учащимся. Закономерность всегда содержит еще и мыслительный элемент, даже если это - так называемая "эмпирическая закономерность".
Задача учителя на этом этапе методики - не формулировать за детей эту закономерность. Она ни в коем случае не должна быть сообщена им в готовом виде. Роль учителя - роль сократовской "повивальной бабки". Он должен суметь так организовать обсуждение (например, с помощью вопросов), чтобы учащиеся смогли, отвечая на поставленные вопросы, сами найти, сформулировать закономерность. Задача учителя - формулировка вопроса, проблемы и затем организация обсуждения, помощь учащимся в сопоставлении суждений друг друга, в верном соотнесении их с данными наблюдений и экспериментов. Алгоритма здесь нет. Процесс поиска каждый раз выстраивается из тех мыслей, которые высказывают учащиеся, и каждый год каждый новый класс прокладывает свой путь.

Сайт управляется системой uCoz