Описание учебного пособия
по физике и астрономии
Существенным моментом при разработке данного
учебника был поиск
разумного варианта разрешения противоречия между минимальным объемом
учебного времени на изучение физики (40 - 60 часов) и необходимостью
излагать материал конкретно, живо, разнообразно и интересно. В результате
указанная проблема была решена следующим образом. Пособие предлагает
учащимся и учителю широкий спектр возможностей для выбора объема
изучаемого материала. В данной книге только 25 - 30% содержания
является
обязательным! Этот текст дается особым шрифтом. Остальные 70
- 75%
представляют собой вариативную компоненту данного учебника.
Из двух возможных вариантов изложения материала (в хронологической
последовательности развития науки или же в предметной) избран второй
вариант: содержание разбито на разделы-главы в соответствии с делением
науки на различные предметные области. Однако последовательность
глав во
многом соответствует историческому пути развития науки (самая древняя
наука
– астрономия – идет в самом начале; затем статика (Архимед, античность),
далее кинематика (Галилей), динамика (Ньютон), импульс (Гюйгенс)
и энергия
(Лейбниц, Майер и др.), волны). Внутри каждой главы также выдержан
предметный принцип построения, причем исторический материал везде
дается
наряду с предметным без следования жесткой хронологической
последовательности. Принципиально, что история науки играет
второстепенную роль по сравнению с предметным содержанием, именно
поэтому в названии учебника именно механика и астрономия вынесены
на
первое место. И вместе с тем исторический путь развития этих наук
идет
красной нитью через всю ткань данного учебного пособия, предлагая
вместо
хронологии (она, может быть, будет дана в отдельном приложении)
яркие,
содержательные исторические иллюстрации, проясняющие развитие научной
методологии на конкретных примерах.
В названиях параграфов на первый план выдвинута занимательная формулировка
и лишь затем (в большей мере для учителя) дается ее тематическое
раскрытие.
Пособие состоит из двух частей: 1) сборника заданий, вопросов и
практических
работ (тексты контрольных работ, в основном в форме качественных
задач,
даются отдельно в методическом пособии для учителя, куда входят
также
описание постановки экспериментов и рекомендации к проведению уроков);
2)собственно учебника с текстами параграфов, приложений и иллюстрациями.
Для сборника заданий возможны два варианта издания: в переплете
и в виде
отдельных листов. Последний имеет те преимущества, что учитель может
выдавать отдельные листки с заданиями по своему усмотрению, а кроме
того,
если непосредственно в них отводится место и для ответов, то регулярно
собирать их для проверки. В этом случае тетрадь учащихся должна
представлять собой папку (типа скоросшивателя), в которую эти листки
вкладываются вместе с другими работами по данному предмету.
В процессе работы над книгой сложилась следующая единая структура,
реализованная практически в каждом параграфе:
- История появления данного эксперимента,
понятия, закона.
- Описание экспериментов и их анализ.
(Предполагается, что предварительно
учащиеся наблюдали эти эксперименты на уроке.) Как результат–
введение
новых физических понятий и законов.
- Далее следует применение новых понятий
для анализа конкретных случаев, а
также приводятся видоизменения данного понятия, закона для различных
ситуаций. То есть, эта часть содержит в себе в основном примеры,
позволяющие
глубже уяснить данное понятие (закон), разобраться в его содержании,
а также
затронуть интерес учащихся.
- Кроме того, в тексте содержится и ряд
задач (в основном качественного
характера). Основное назначение этих заданий – обеспечить возможность
уяснения новых понятий в процессе их применения, когда они выступают
в
роли средства для решения конкретной задачи. Поэтому существенно,
что это
задания нерепродуктивного типа: в них не требуется воспроизвести
определение или же формулу. Данный тип заданий практически не
используется в данном учебнике.
- Краткие итоги изучения данной темы.
- Приложения и задания для работы
с ними. Это: либо выдержки из
оригинальных текстов ученых, написанных на эту тему; либо их биографии;
либо тексты, в которых подробно рассматривается одно из приложений
излагаемого закона, понятия (например, реактивное движение, или
упругость и
прочность в конструкции моста, или конструкция первых маятниковых
часов).
Среди всех приложений наиболее важным является, на наш взгляд,
именно
хрестоматийный текст, так как, с одной стороны, он представляет
собой определенный исторический документ; с другой, – это образец
научного текста,
который, помимо всего прочего, требует еще и определенной работы
по
пониманию реконструкции, смысла написанного. А в-третьих, данные
тексты
ясно показывают, что физические понятия развиваются со временем.
|