|
Эксперимент по механике в 7 классе
|
Демонстрация
различной скорости совершения работы (мощности) при помощи ворота.
Перед опытом учащиеся внимательно рассматривают его конструкцию.
На высоте 3 - 5 м над полом (я это делаю на лестничном пролете,
используя специальную площадку для выхода на крышу) закрепляется
доска с воротом, имеющим два различных диаметра оси. На каждую
ось намотана прочная тонкая веревка и закреплена до начала опыта
изолентой. Сперва освобождают веревку, намотанную на толстую
часть оси, и опускают ее до пола, где ее цепляют за крюк, висящий
на пудовой гире. Учащегося просят как можно быстрее поднимать
гирю, вращая ворот. Время подъема засекают по секундомеру. Затем
гирю отцепляют и относят обратно вниз, а веревку сматывают и
снова закрепляют изолентой. После этого веревку сматывают со
второй части оси (более тонкой) и опять цепляют гирю. Тот же
ученик снова должен поднять гирю как можно быстрее. В результате
оказывается, что во втором случае подъем происходит заметно
медленнее, зато вращать значительно легче, о чем сообщает учащийся.
Кроме того, измеряется также и высота подъема гири. Каждому
учащемуся стоит попробовать сравнить усилия, необходимые для
подъема одинакового груза на различных осях. Если конструкция
позволяет, то лучше сделать это еще до выполнения основного
опыта, тогда дети будут лучше понимать различие в обоих вариантах
его проведения.
Во время устного описания опыта на доске записывают табличку
данных, которую дети переписывают к себе в тетради (см. первые
строки таблицы, приведенной в начале следующего урока, до слова
"работа").
|
Эксперимент
с воротом
|
|
|
|
|