Сперва проводится опыт с шестью телами
равного объема: из дерева, текстолита, алюминия, стали, латуни
и свинца. На весы устанавливаются дерево и текстолит - текстолит
перевешивает. Затем дерево снимается и на его место ставится
алюминий - алюминий перевешивает текстолит. Текстолит снимают
и ставят сталь - она перевешивает алюминий. Тогда последний
снимается и на его место ставится латунь - она тяжелее стали,
в завершение тяжелее всех оказывается свинец. (При описаниях
внимание учащихся обращают на то, что весы определяют не только
вес, но и массу тел. Различие этих понятий предварительно
объяснялось детям еще в 7 классе.) После этого ребят просят
расставить тела в порядке увеличения массы.
Теперь проводится опыт с телами равной
массы: сталью, алюминием, деревом и водой. Для этого первые
три сравнивают на весах, а затем устанавливают по очереди
друг на друга и наблюдают равенство масс и поперечных размеров.
После этого все три тела устанавливаются в ряд вплотную друг
к другу и сравнивается высота - видно, что сталь в три раза
меньше алюминия, который вчетверо ниже деревянного цилиндра.
Затем наступает очередь сравнения размеров стали и воды. Для
этого на весы устанавливаются две мензурки, внутренний диаметр
которых чуть больше диаметра остальных тел. Мензурки заранее
уравновешиваются (при подготовке опыта), например, воском
или пластилином, который прикрепляется к более легкой. Затем
в одну мензурку опускается стальное тело, а во вторую начинают
наливать воду до тех пор, пока весы не придут в равновесие.
|
|