Выжигание с помощью линзы

Создание изображений

Виды линз и изображений

Действие на световой поток

Камера-обскура

Модель диапроектора

Фотоаппарат

Строение глаза

Очки

Эксперимент по оптике в 8 классе

В опыте используется длиннофокусная линза большого диаметра (у меня, к примеру, ее диаметр составляет 12 см, а фокус - около 30 см); картонная коробка глубиной, примерно равной этому фокусному расстоянию; лист кальки (можно использовать любой матовый экран большого размера, например, лист матового оргстекла от лампы дневного света). В днище коробки вырезается отверстие размером с линзу - оно представляет собой "объектив" нашего "фотоаппарата", а верхняя часть обрезается и закрывается калькой - это "экран-фотопленка". Лучшего эффекта можно достичь, если взять коробку большей глубины и разместить кальку (экран) внутри на фокусном расстоянии - это обеспечит необходимое затемнение экрана (раньше фотографы накрывали эту часть фотоаппарата темной тканью, в которую просовывали голову во время съемки).
Коробка ставится на бок так, чтобы отверстие было обращено в сторону окна. Верхнее освещение гасится. Все становятся рядом с коробкой со стороны экрана и наблюдают за действиями учителя и изображениями на экране. Сперва никакого изображения не наблюдается, тогда отверстие закрывается листом картона, в котором вырезано отверстие диаметром 3 см, - на экране наблюдается расплывчатое изображение окна в перевернутом виде (камера-обскура). Затем отверстие закрывается листом картона с диаметром отверстия 2 см - изображение на экране становится четче, но слабее. После этого берется третий лист с диаметром отверстия всего 1 см - изображение приобретает хорошую четкость, но совсем ослабевает. (Я вместо трех картонок использую одну - большую, в ней проделываются все три отверстия на некотором расстоянии друг от друга, - так что смена происходит простым сдвиганием картонки.) И вот, наконец, к отверстию, закрытому последним куском картона, подносится линза - изображение на экране становится заметно ярче, и, немного переместив линзу взад и вперед, добиваются необходимой четкости. При необходимости, можно закрепить линзу на подставке - тогда руки учителя будут посвободнее. После этого картонку с отверстиями сдвигают так, чтобы свет прошел сквозь большее по размеру отверстие, затем сквозь самое большое, после чего картонку вовсе убирают и на экране появляется четкое и яркое перевернутое изображение окна. В завершение опыта учитель просить кого-нибудь из детей подойти к окну, тогда на экране возникает еще и человеческий силуэт. Учитель просит ученика приблизиться на пару метров - изображение человека слегка расплывается и учитель слегка отодвигает линзу от коробки. Еще пара метров навстречу "фотоаппарату" - линзу снова приходится отодвигать подальше от коробки, поближе к человеку.

Принцип действия фотоаппарата

 

Сайт управляется системой uCoz