В опыте используется длиннофокусная линза большого диаметра
(у меня, к примеру, ее диаметр составляет 12 см, а фокус - около
30 см); картонная коробка глубиной, примерно равной этому фокусному
расстоянию; лист кальки (можно использовать любой матовый экран
большого размера, например, лист матового оргстекла от лампы
дневного света). В днище коробки вырезается отверстие размером
с линзу - оно представляет собой "объектив" нашего
"фотоаппарата", а верхняя часть обрезается и закрывается
калькой - это "экран-фотопленка". Лучшего эффекта
можно достичь, если взять коробку большей глубины и разместить
кальку (экран) внутри на фокусном расстоянии - это обеспечит
необходимое затемнение экрана (раньше фотографы накрывали эту
часть фотоаппарата темной тканью, в которую просовывали голову
во время съемки).
Коробка ставится на бок так, чтобы отверстие было обращено в
сторону окна. Верхнее освещение гасится. Все становятся рядом
с коробкой со стороны экрана и наблюдают за действиями учителя
и изображениями на экране. Сперва никакого изображения не наблюдается,
тогда отверстие закрывается листом картона, в котором вырезано
отверстие диаметром 3 см, - на экране наблюдается расплывчатое
изображение окна в перевернутом виде (камера-обскура). Затем
отверстие закрывается листом картона с диаметром отверстия 2
см - изображение на экране становится четче, но слабее. После
этого берется третий лист с диаметром отверстия всего 1 см -
изображение приобретает хорошую четкость, но совсем ослабевает.
(Я вместо трех картонок использую одну - большую, в ней проделываются
все три отверстия на некотором расстоянии друг от друга, - так
что смена происходит простым сдвиганием картонки.) И вот, наконец,
к отверстию, закрытому последним куском картона, подносится
линза - изображение на экране становится заметно ярче, и, немного
переместив линзу взад и вперед, добиваются необходимой четкости.
При необходимости, можно закрепить линзу на подставке - тогда
руки учителя будут посвободнее. После этого картонку с отверстиями
сдвигают так, чтобы свет прошел сквозь большее по размеру отверстие,
затем сквозь самое большое, после чего картонку вовсе убирают
и на экране появляется четкое и яркое перевернутое изображение
окна. В завершение опыта учитель просить кого-нибудь из детей
подойти к окну, тогда на экране возникает еще и человеческий
силуэт. Учитель просит ученика приблизиться на пару метров -
изображение человека слегка расплывается и учитель слегка отодвигает
линзу от коробки. Еще пара метров навстречу "фотоаппарату"
- линзу снова приходится отодвигать подальше от коробки, поближе
к человеку.
|
Принцип действия
фотоаппарата
|
|
|