Сперва учащимся дают возможность внимательно рассмотреть устройство
прибора. Их надо заранее предупредить, что именно это устройство
они должны будут впоследствии детально зарисовать и описать.
Дальше нужно попросить одного из детей налить воды прямо из-под
крана в отливной стаканчик и затем у всех на глазах вылить эту
воду до самого верха в толстостенный цилиндр с запаянным дном.
Сверху на цилиндр навинчивается заглушка с двумя ушками с отверстиями
под гвоздь 6-тимиллиметровой толщины. Сверху отверстие цилиндра
закрывают стальной крышкой и, вставив в ушки гвоздь, плотно
завинчивают заглушку, так что крышка упирается специальным выступом
в гвоздь. Далее надо насыпать как можно больше смеси соли и
мелкоизмельченного льда (почти до краев) в небольшой ковшик
в соотношении 1 к 3 и очень хорошо промешать! Лед предварительно
следует покрошить молотком (в пакете или в ступке) для ускорения
процесса таяния и охлаждения (в этом смысле больше годится обыкновенный
снег). В полученную смесь погружают стальной цилиндр с крышкой
и завинчивающейся заглушкой, в которую вставлен поперек гвоздь,
прижимающий крышку. Уровень смеси должен быть как можно выше,
но не перекрывать верхнее отверстие цилиндра, чтобы соль не
попадала внутрь. Хорошо, если каждый учащийся может потрогать
заиндевевшие стенки ковшика, чтобы почувствовать, насколько
холодно внутри него, в этой смеси соли со льдом (недаром солью
посыпают улицы для того, чтобы лед таял при отрицательной температуре).
Если попробовать измерить во время опыта температуру этой смеси,
то результат может быть просто удивительным - смесь остывает
иногда до минус 18 градусов и при этом не замерзает!
Опыт длится около 20-25 минут, а вместе с подготовкой - так
целых полчаса! По истечении этого срока крышка под действием
образующегося льда согнет гвоздь. После этого всю конструкцию
раскручивают и, прогрев руками цилиндр, достают и показывают
детям ледяной цилиндрик и заметно погнутый гвоздь.
Как удержать внимание детей во время столь длительного опыта,
когда вроде бы никаких изменений долгое время не происходит?
В данном случае подходит следующий простой способ: всех надо
заранее предупредить, что опыт требует терпения, так как длится
довольно долго; после этого классу дается задание прямо во время
опыта зарисовывать в тетрадь устройство прибора и картину опыта
в целом. А кто закончил - может начать описывать весь процесс
подготовки к опыту. Самым терпеливым учитель может дать задание
не спускать глаз с гвоздя и оповестить весь класс, когда будут
заметны какие-либо изменения.
|
Опыт по расширению
воды при замерзании
|
|
|