Колбу объемом
пол-литра закрывают пробкой, в которую вставлена трубка, изогнутая
коленом вниз. Воздух в колбе заперт находящейся в этом колене
капелькой, подкрашенной чернилами воды. На столе для контрастного
фона установлен белый экран. Учитель просто ставит колбу на
свою ладонь (на фоне экрана) и через короткое время капля
в колене трубки начинает подниматься вверх.
В точно такой же колбе с прямой трубкой, вставленной в пробку,
налита подкрашенная вода примерно до середины трубки. Сперва
ее пробуют, как и в предыдущем опыте, греть рукой - уровень
воды в трубке не меняется. Тогда зажигают спиртовку и нагревают
дно колбы в ее пламени - уровень воды заметно повышается.
Колбу с трубкой все время держат на фоне белого экрана. Лучше
опыты с обеими колбами выполнять с коленом вниз в обеих трубках,
чтобы дети не подумали, что различный эффект получается по
причине различия трубок.
Демонстрируют всему классу размеры шара и кольца, а также
тот факт, что шар свободно пролезает в кольцо. Затем пробуют
греть шар на спиртовке - все равно пролезает. Тогда начинают
греть его на газовой горелке, и через пару минут показывают,
что шар не пролезает в кольцо. Оставляют его лежать на кольце
сверху и через несколько минут он падает вниз.
|
Расширение воздуха
нагревании
|
|
Расширение воды нагревании |
|
Шар Гравезанда |
|
|