|
Может показаться странным утверждение, что основой соблюдения
техники безопасности является авторитет учителя. Однако это
именно так. В моем кабинете, оборудовать который я начал 9 лет
назад (именно тогда, когда не стало ни денег, ни возможности
приобрести все необходимое), списывать приборы практически не
приходится — они не исчезают и не ломаются. Я думаю, что главной
причиной этого являются хорошие отношения с учащимися и моя
личная заинтересованность в эксперименте и приборах. А ведь
приборы постоянно находятся возле учащихся — эксперимент
происходит на каждом уроке!
Кроме того, многие приборы
изготовлены самими детьми на уроках и спецкурсах; в результате
они знают им цену.
Главное правило, которое я утверждаю в каждом классе с самого
начала изучения физики, очень просто: «В кабинете ничего
нельзя трогать без разрешения учителя!»
Когда же в 7-м классе начинается работа с электричеством, я
провожу специальный инструктаж по технике безопасности
и даже выдаю каждому ученику специальную инструкцию ("Десять
заповедей физкабинета"), которую тот не только читает,
но и вклеивает в свою тетрадь. А прочитав — расписывается единственный
раз за все время в журнале по технике безопасности.
Самым важным (действенным) в моем устном инструктаже является
рассказ из моего личного опыта (из серии «на ошибках учатся»).
Этот рассказ прекрасно запоминается и всем понятен. Я бы советовал
каждому учителю порыться в собственной памяти и найти что-либо
подобное.
Дело обстояло так. Я полгода как закончил школу. Пришел в родное
учебное заведение налаживать светильники для дискотеки. Они
висят над самой сценой — высоко-высоко. Я нажал на выключатель,
полагая, что тем самым отключаю электричество в этих светильниках
(они действительно погасли). Забрался наверх, лег на трубы,
к которым крепились эти светильники, и начал отсоединять провода.
Вот тут-то меня и ударило током. Причем удар был не мгновенным,
а длительным (как мне показалось). При этом одной рукой я как
раз держался за трубу, а второй — касался оголенного провода.
Отнять руку от трубы я не мог — ее свело судорогой.
А убрать вторую руку тоже было непросто — кругом трэбы, светильники,
провода, да и положение не самое удобное. Слава богу, провод
сам собой раскачивался взад-вперед, и, несколько раз ударив
меня по руке, он замер, покачиваясь в стороне. Придя в себя,
я, пошатываясь, спустился вниз. Мысль была одна: «Повезло дураку!
Ведь чуть не погиб!» Действительно, контакт был самый что ни
на есть замечательный, да и путь тока проходил практически через
сердечную область. Вот такая история!
Ну, а инструкция по технике безопасности — на следующей странице.
«Десять заповедей» — как в Библии! |
|
|
|