Физика до Физики
(физика и астрономия в младшей школе)
Важная задача начальной школы - создание
глубокого переживания окружающей природы и на его основе
- пробуждение познавательного интереса к ее изучению.
Для этого в младших классах есть целый ряд возможностей: непосредственное
общение с природой (выезды, экскурсии, лагеря, походы на природе);
образные истории и чтение художественной литературы о природе;
опыт собственной деятельности с природными материалами (глиной,
воском, деревом, землей, водой и т.д.); простая конструктивная
деятельность (изготовление самолетиков, бумажных змеев, работа
с различными конструкциями и т.д.). Можно представить себе
следующие конкретные формы работы в различных классах:
1-2 классы:
образные истории о Солнце, Луне, звездах, природных стихиях
и явлениях (вода, кристалл, воздух огонь, ветер, свет и цвета,
звук и т.д.); лепка из воска и глины; изготовление различных
поделок из бумаги (звезд, снежинок, животных, занятия оригами
и т.д.); выезды в лес.
3 класс:
обработка земли (пахота, посев
и т.д.); ковка металла; изготовление горшков из глины; изготовление
простых рычажных весов из дерева и знакомство с плотностью
различных материалов; изучение мер (длины, веса, объема, площади
и т.д.); изготовление китайской подвески с рыбками; плетение
узлов.
4 - 5 классы:
ориентировка по компасу и по звездам; изучение созвездий (вечерние
наблюдения в зимнее время, а также рассказы и чтение греческих
мифов); наблюдения за Солнцем и Луной в течение года (можно
и в 3 классе); наблюдение за погодой и ведение дневника; изготовление
солнечных часов из бумаги (можно и из фанеры); в музыке -
знание октавы и квинты, знакомство с различными видами музыкальных
инструментов и игра на них; выезды на природу и внимательное
изучение жизни реки или большого ручья.
6 класс:
изготовление "эоловой арфы" из медных трубочек различной длины;
выращивание кристаллов соли и медного купороса; минералогия.
|