Сейчас мы работаем над большим проектом, рассчитанным
на несколько лет: организация в холлах школы постоянно
действующей экспозиции наглядных
и увлекательных физических приборов и экспонатов,
допускающих непосредственное опробование каждым
желающим.
Это должен быть настоящий музей
увлекательной науки, целью которого
является завоевание детских сердец необычайностью
и красочностью физических явлений и воспитание
должного интереса к науке и познанию окружающего
мира. Кроме того, демонстрации и экспонаты музея
должны быть настолько просты и наглядны, чтобы
сломать стену непонимания и антипатии, которую
создает зачастую современное школьное преподавание
физики: излишне математизированное, абстрактное
и объективированное. Главная задача музея
– дать детям возможность непосредственно соприкоснутся
с интереснейшим миром физических, в первую очередь
оптических явлений, в которых объективное зачастую
тесно переплетается с субъективным, с особенностями
зрительного восприятия мира человеком.
Педагогическая значимость и особенности
проекта
Конечно же, данный проект не претендует на создание
музея, подобного «Эксплораториуму»
(Сан-Франциско) или же «Универсуму»
(Бремен), в создании которых принимало участие
множество людей и были задействованы огромные
средства. Наша задача скромнее — создать музей
в школе и силами школы. Но вместе с тем наша задача
имеет огромный педагогический потенциал: как для
посетителей нашего музея, так и для его создателей,
которые должны будут многому научиться в процессе
работы.
Этапы работы над созданием музея
Данный проект рассчитан на срок около 6 лет (2000-2006
гг.). Предполагается поэтапное нарастание экспозиции,
первые приборы которой были выставлены для всеобщего
обозрения уже в 2000 году.
Подобный глобальный проект подразумевает реализацию
целого спектра проектов, каждый из которых нацелен
на создание какого-либо одного демонстрационного
экспоната. При этом каждый отдельный проект является
комплексным, так как подразумевает
несколько этапов работы:
1. знакомство с литературой и другими возможными
материалами (Интернет, посещение подобных музеев
и выставок и налаживание постоянных контактов
и обмена с этими музеями и группами энтузиастов,
решающими подобные задачи поиска и проектирования
экспонатов);
2. проектирование демонстрационных экспонатов,
отвечающих требованиям простоты, наглядности,
увлекательности, надежности, красоты оформления
и представления;
3. создание демонстрационной установки и ее налаживание
и оформление;
4. создание сопроводительных текстов к установке,
включающих в себя описание прибора, инструкцию
по его изготовлению, инструкцию по использованию,
объяснение наблюдаемого явления, примеры его проявления
в природе и использования в технических аппаратах;
5. возможна публикация текстов и фотографий в
виде отдельной книги и сайта в Интернете;
6. разработка сценария увлекательной демонстрации
экспоната и проведение экскурсий и демонстраций
по экспозиции музея для учащихся, родителей и
учителей.
Результатом работы каждого учащегося
(группы) является конкретный экспонат
музея с описанием его изготовления и инструкцией
по использованию.
По завершении полугодия, на публичном отчете спецкурсов,
учащиеся проводят экскурсию по экспонатам будущего
музея.
С готовыми экспонатами мы участвовали
в выставках:
- «Образовательная среда на рубеже XXI века» (13-16.01.2000
г., ВВЦ) – диплом по номинации «учебное оборудование
и другие средства формирования образовательной
среды»;
- «Школы 2000», организованной газетой «Первое
сентября» 14-16.04.2000 г. в выставочном центре
в Сокольниках;
- «Фестивали
увлекательной науки», организованные Институтом
теоретической и экспериментальной физики 15-22.12.2000
г. и 30.03.2002 г.
- Международной выставке молодежных научно-технических
проектов «ЭКСПО-Наука
2003», прошедшей на ВВЦ 12-19 июля 2003 г.
- Выставке «Социальная
сфера города – настоящее и перспективы», организованной
Комитетом социальной сферы правительства Москвы
31.10 – 05.11.2003 г.
Также регулярно в самой школе устраивается «Физический
фейерверк», на котором демонстрируются новые
и старые экспонаты музея учащимся и родителям
школы, а также ее многочисленным гостям.