Электричество
в моей квартире
Проект для 7-го и 8-го классов
(34 часа)
Проект проводится в группе учащихся 7-го и 8-го
классов, выбравших это направление из целого набора
предлагаемых 7-му и 8-му классам курсов по выбору.
Занятия носят в основном практический характер:
дети собирают и проверяют различные элементы электрической
цепи — все те, которые содержатся в обычной проводке
и знакомы детям, например, по открытой проводке
на даче. Основным результатом работы является
демонстрационный стенд «Электричество в
моей квартире», смонтированный и оформленный
самими детьми и содержащий все элементы квартирной
электропроводки, от счетчика до розетки.
Занятия проводятся в форме сдвоенного урока, в
процессе которого учитель сперва показывает какой-либо
элемент электрической цепи (например, распаечную
коробку), а затем объясняет его назначение, рисует
и поясняет схему подключения этого элемента, которую
затем собирают учащиеся, работая небольшими группами
(по 2 – 3 человека). Важно, чтобы собираемая детьми
каждый урок новая установка была полноценной схемой,
которую можно сразу же проверить в работе. Причем
элементы проводки сразу же монтируются на небольшом
листе ДСП или фанеры, что позволяет на следующем
занятии добавлять другие необходимые элементы
так, что цепь постоянно разрастается и усложняется.
В итоге у каждой группы учеников получается полный
макет квартирной проводки со всеми входящими в
нее элементами. Питание к такому макету подводится
извне (36 вольт). Попутно дети могут отвлекаться
от этой работы и делать на каком-либо занятии,
к примеру, удлинители для всей школы.
Изучив работу и монтаж основных элементов, ребята
приступают к изготовлению демонстрационного стенда.
Здесь каждой группе поручается свой участок работы
на общем поле: кому-то — коридорная проводка;
другим — счетчик, подводка и автоматический выключатель;
третьим — верхнее освещение; четвертым — распаечная
коробка и розетки, и т.д.
По завершении работы спецкурс отчитывается перед
всеми учащимися 7-го и 8-го классов о своей работе.
На этом отчете-презентации спецкурса ребята показывают
демонстрационный стенд в работе и кратко объясняют
назначение основных элементов. Такой отчет проводится
по заранее обсужденному и отрепетированному сценарию,
который придумывается вместе с учениками на последних
занятиях.
По возможности стараются сделать отчет интересным,
для чего вводят в него элементы театрализации
и юмора.
План занятий спецкурса
1. Техника безопасности при работе с электрической
проводкой. Понятия
«земля» и «фаза». Способы их определения. Обсуждение
случаев из личного опыта детей и учителя. Практическая
часть: изготовление и проверка простейшего пробника
в виде лампы с двумя длинными проводами. Способы
зачистки концов проводки.
2. Выключатель. Задачи на определение фазы. Практическая
часть: различные способы подсоединения (петлёй
и тычком). Работа с паяльником. Пайка концов многожильного
провода. Сборка цепи из лампы, выключателя и источника
тока.
3. Коридорная проводка. Как можно одновременно
включать и выключать одну и ту же лампу из двух
различных мест? Практическая часть: изготовление
цепи из двух перекидных (коридорных) выключателей
и лампы.
4. Розетка. Соединение двух и более розеток. Удлинитель.
Практическая часть: подключение в цепь розетки.
Изготовление удлинителей для школы.
5. Предохранители. Автоматический выключатель.
Толщина провода и допустимый ток. Мощность электроприборов.
Принцип действия биметаллического выключателя.
Практическая часть: подключение автоматического
выключателя и его опробование (демонстрируется
учителем). Изготовление неоновой индикации работающей
розетки.
6. Ответвительная (распаечная) коробка. Одновременное
подключение лампы и выключателя через ответвительную
коробку. Практическая часть: подключение через
ответвительную коробку двух- и трехжильным проводом
лампы, выключателей и розетки.
7. Концевые выключатели. Автоматическое включение
освещения холодильника. Практическая часть: изготовление
индикатора закрытой (открытой) двери на концевом
выключателе и лампочке.
|