Гироскоп
Проект по физике для 10 класса
(68 часов)
Проект носит групповой характер и состоит из
двух частей: изучения закономерностей вращательного
движения и конструирования, демонстраций,
подготовки письменных описаний приборов, сделанных
самими детьми или учителем.
При этом последовательность работы над
проектом выглядит следующим образом:
1. Демонстрация характерных экспериментов и
постановка вопросов:
- Центрифуга (центробежная сила). - Существует
ли центробежная сила в действительности?
- Изменение скорости вращения человека на скамье
Жуковского при передвижении рук с гантелями (момент
инерции).
- Скатывание двух цилиндров с наклонной плоскости
при различном распределении массы внутри цилиндров
(момент инерции).
- Различное направление движения катушки, вытягиваемой
за нитку (момент силы). - Почему катушка движется
в разные стороны?
- Маятник Максвелла (сохранение кинетической энергии
вращения). - Почему рост скорости падения замедлен
по сравнению с отвесным падением? Почему при столь
малой скорости в нижней точке маятник все же поднимается
обратно вверх? Действует ли здесь закон сохранения
энергии?
- Ио-ио (сохранение энергии вращения).
- Волчок (сохранение момента импульса).
- Прецессия гироскопа (сохранение момента импульса).
- Почему, вместо того, чтобы падать вниз под действием
силы тяжести, гироскоп совершает дополнительное
вращение вокруг вертикальной оси? Почему направление
вращения (прецессии) сменяется на противоположное
при перемене точки опоры?
- Движение сидящего на скамье Жуковского с гироскопом
в руках при перемещении гироскопа (сохранение
момента инерции).
2. Описание основных закономерностей,
наблюдаемых в экспериментах и сопоставление явлений,
законов и понятий поступательного и вращательного
движений.
3. Объяснение наблюдавшихся экспериментов
с использованием старых понятий (например, понятия
инерции поступательного движения), а также новых
(момент силы, момент инерции, момент импульса
и энергия вращательного движения).
4. Рассмотрение многообразных технических
применений изученных закономерностей вращательного
движения, а также их проявлений в природе (гирокомпасы;
пируэты; прецессия земной оси; центробежный регулятор;
маховик; падающая кошка; поворот велосипеда при
езде без рук; маятник Фуко…).
5. Подбор и изготовление приборов для
экспериментов, наглядно разъясняющих законы и
понятия вращательного движения.
6. Написание текстов, освещающих различные
стороны изученного содержания.
7. Отчет-презентация проекта.
8. Подготовка сайта с материалами по проекту.
Литература:
1. Блудов М.И. Беседы по физике. Ч.1 - М., 1984.
- стр.97-102.
2. Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские
лекции по физике. Т. 1-2. - М.,1976. - стр.351-356.
3. Физика. Энциклопедия для детей. Т.16, ч.1.
- М., 2000. - стр.378-393.
4. Роджерс Э. Физика для любознательных. Т.2.
- М., 1972. - стр.262-275.
5. Кабардин О.Ф. и др. Факультативный курс физики.
8 класс. Пособие для учащихся. - М., 1973.
6. Краснов А.И. Волчок и применение его свойств.
- М., 1958.
7. Baravalle H. Phisik als reine Phanomenologie.
Bd. 1. - Stuttgart, 1993. - S.133-140.
8. Kuhl J. Zum Verstandnis des Kreisels. (Handschrift).
9. Магнус К. Волчок
10. Уокер Дж. Физический фейерверк. - М., 1989.
- стр. 34-48, 183-189.
11. Поль Р.В. Введение в механику и акустику.
- М.-Л., 193. - стр.88-132.
12. Хорошавин С.А. Демонстрационный эксперимент
в школах с углубленным изучением предмета. - М.,
1994.
13. Шпрокхоф Г., Гирке Р. Эксперимент по курсу
элементарной физики. Ч.1. - М., 1959.
14. Перри Дж. Вращающийся волчок. - Ижевск, 2001.
|