Ветряная
мельница
Проект 6 – 7-го классов
(34 часа)
Проект нацелен на знакомство с основными видами
механизмов и передач. В основу кладется устройство
и многообразие применения водяного колеса и
ветряного двигателя. Занятия носят одновременно
и теоретический (знакомство с различными конструкциями),
и практический характер (их сборка из различных
конструкторов). Параллельно со спецкурсом дети
изучают историю средневековья, а также, на уроках
живописи, архитектуру и костюмы этого периода.
Для работы спецкурса необходимо наличие эпипроектора,
железных конструкторов и моделей механизмов и
передач, нескольких толстых деревянных прутьев,
фанеры и инструментов.
План работы:
Двигатели средневековья. Водяное колесо: история,
конструкции, развитие и применение. Виды механических
передач: кулачковый механизм, зубчатая передача,
рычаги, блоки и ременные передачи, винтовые передачи
и механизмы. Применение рассмотренных видов передач
в прошлом и настоящем. Вечный двигатель. Ветряная
мельница.
После знакомства и опробования различных конструкций
группа приступает к изготовлению деревянной
модели ветряной мельницы. Для этого нарезают
заготовки для «бревен» из толстых прутьев, которые
затем обрабатываются (с них очищается кора и делается
вырез для соединения «в лапу»). Из фанеры делается
крыша и пол, крылья, а также круги для передачи
вращения от ветряка к жернову. На большом круге
(«колесе с пальцами») крепятся в просверленных
с одной стороны отверстиях тонкие палочки. Между
двумя малыми кругами («шестерня — барабан») вставляются
палочки такого же диаметра, но большей длины.
Жернова вытачиваются из мягкого камня (песчаника).
Внутрь барабана вставляется вертикальная ось.
Затем она вставляется в отверстие верхнего камня
жернова, который и будет вращаться вместе с барабаном.
Большое колесо с пальцами крепится на одной оси
с крыльями мельницы, пальцами — в сторону барабана.
Во время вращения ветряка пальцы цепляются за
палки шестерни и приводят во вращение вторую ось.
Самое главное — точное согласование расстояний
между пальцами большого колеса и пальцами шестерни.
Первое должно быть несколько больше второго.
Литература:
1. Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. История техники
с древнейших времен до середины XV в. - М., 1993.
2. Лилли С. Люди, машины и история. - М., 1970.
3. Павлович С.А., Мичурина Н.С. Изготовление наглядных
пособий по истории. - Л., 1961.
4. Энциклопедический словарь юного техника. -
М., 1988.
5. Кудрявцев П.С., Конфедератов И.Я. История физики
и техники. - М., 1965.
|