Феноменологический подход
Существенным элементом содержания курса
для "гуманитариев" являются многообразные физические феномены.
Причем рассматриваемые непосредственно, в живом эксперименте (а
не только со страниц учебника). Конкретность деталей и примеров
важнее абстракций! В этом смысле и физические законы следует давать
через призму конкретных явлений, в которых они проявляются. Это
требует специального отбора наиболее характерных и "красноречивых"
явлений и экспериментов, в которых суть физической закономерности
проявляется наиболее ярко и непосредственно. Именно поэтому излишней
является "аппаратурная насыщенность" экспериментов. Чем
проще оборудование, тем лучше. Кроме того, в сознании учащегося
эти две стороны физического закона: явление и закономерность, реальное
и идеальное, - должны все время присутствовать рядом. Тогда не нужно
будет говорить об "отрыве от жизни". Более того, подходящий
пример облегчит для "гуманитария" и понимание данной закономерности.
Здесь естественно сказать и о подходящей последовательности предъявления
материала: сперва явление, эксперимент, а только затем его осмысление
- закономерность. Ведь явление для любого человека обладает определенной
очевидностью, статусом реальности. Оно убедительнее любой теории,
как бы долго нас ни убеждали в том, что "чувства обманчивы".
Если мы хотим научить детей умению отсеивать действительное от ложного,
сформировать у них способность самостоятельно отличать действительно
установленные факты от точек зрения, необходимо с самого начала
сформировать у них здоровое доверие к личному опыту.
|