Качество вместо количества
Содержание изучаемых закономерностей должно
носить преимущественно качественный характер. Ни для кого не секрет,
что не все способны математически мыслить. Когда новое физическое
понятие (например, импульс) предъявляются ребенку сперва как результат
математических преобразований или же просто как математическая конструкция,
а потом (в лучшем случае) ищется ее физический смысл, то есть отношение
к природе, к физической действительности, понятно, что у многих
детей возникает элементарное непонимание и причудливое "мировоззрение"
- будто в действительности существуют формулы, а явления нужны лишь
для их иллюстрации. Формулы всегда "правильны", а явления
могут "ошибаться" (какая-нибудь сила трения "портит"
красивый закон пропорциональности пути квадрату времени падения!).
Более того, в пользу качественного изучения физики говорит также
и тот факт, что существенными для понимания физики являются как
раз не сами математические зависимости между величинами, а их "физический
смысл", "понимание сути физической ситуации задачи".
Недаром решение качественных задач оказывается зачастую более сложным
делом для большинства знакомых с физикой учеников. А ведь на качественных
задачах легко проверить и знание и понимание физических законов.
Они неплохо способствуют и развитию мышления учащихся.
Конечно, это не говорит в пользу полного исключения расчетных задач
из содержания курса, однако число их должно быть резко сокращено
и значительно уменьшено количество типов (величин, для которых применяется
расчет). Какой смысл для "гуманитария" может иметь, к
примеру, расчет величины импульса силы? Или же потенциальной энергии
тела массы 10 кг, поднятого на высоту 12 м над поверхностью земли?
Что ему скажут эти джоули? Гораздо более понятная вещь - плотность
различных вещей, особенно в сравнении друг с другом.
|