Живое и не...
 
Как писать эссе?
 
Факты и тео..
 
Тепло
     
Наука
 
   
Техника...
Законы
   
Свет

Как писать с детьми эссе на темы,
связанные с физикой

Эссе — это размышление автора на ту или иную тему. В определенной степени оно выражает индивидуальную точку зрения и опирается на личный опыт.
Именно это делает написание эссе учащимися ценным педагогическим средством. Есть несколько оснований вводить подобное средство также и в освоение естественнонаучных дисциплин, включая физику. Самое важное, что может дать подобная форма работы, — это простраивание личностного отношения учащегося к рассматриваемой теме, к предмету в целом. Ведь на личность человека воздействует только то, что затрагивает ее интересы и душу. Итак, эссе обладает большим воспитательным потенциалом.
Кроме того, можно перечислить еще целый ряд возможностей, которые содержит подобная форма учебной деятельности. Она вносит гуманитарный аспект в изучение естественных наук, помогает осмыслить связь этих наук с жизнью, с индивидуальным опытом ученика; помогает проявить свои способности тем детям, которые «не сильны» в абстрактно-математической сфере; вносит разнообразие в формы учебной работы; позволяет учащимся открыть для себя неучебные аспекты предмета.
Конечно, все это содержится в написании эссе с детьми лишь в потенции. Насколько это претворится в реальность, зависит от искусства педагога, от его искренности и живой собственной заинтересованности в предлагаемых темах. И личный опыт учителя, и его кругозор также играют здесь немаловажную роль. Невозможно просто наметить тему и сказать: «Пишите!» Если дети ни разу не сталкивались с такой формой работы, если они привыкли в школе только воспроизводить знания и чужие мысли — бесполезно заниматься подобного рода делом, как следует не подготовив детей.
Что может помочь в такой работе? В первую очередь — подробное обсуждение выбранной темы в форме свободной беседы, диалога, обмена мнениями.
В идеале подходит сократовская форма диалога, в которой учитель заранее продумал несколько ключевых вопросов, сразу же проблематизирующих, углубляющих тему, проявляющих ее скрытые или неочевидные стороны, «провоцирующих», будоражащих мысль детей, вызывающих их на высказывание собственного мнения. Такая беседа помогает детям освоиться, примериться к этой теме.
Второе возможное средство — введение в тему самим учителем, дающим в форме рассказа яркий пример, образ, раскрывающий какой-либо аспект выбранной темы. Подобный конкретный образ может быть хорошей отправной точкой для беседы, своеобразным «погружением» в тему.
И третий важный аспект подготовки, особенно существенный в тех случаях, когда у класса вообще нет опыта работы с эссе, — это примеры качественно написанных эссе, принадлежащих как знаменитостям, так и самим учащимся. При этом, однако, простого чтения этих эссе недостаточно. Необходим разбор и небольшое обсуждение представленного материала. Нужно дать детям возможность осознать некоторые исходные моменты: самостоятельное размышление над темой; опора на личный опыт; возможно, конкретность, образность отдельных деталей личного опыта.
Немалое значение имеет и формулировка темы. Вот несколько возможных примеров таких формулировок:
«Живое и неживое в природе», 6-й класс.
«Какую роль играет цвет в жизни человека?», 7-й класс (или: «Мой любимый цвет»).
«О чем я думаю, глядя на звездное небо», 7-й класс (или: «Ведь если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно…»).
«Техника в жизни человека: за и против», 8-й класс.
«Мир через сотню лет», 8-й класс (или: «Есть ли предел человеческим возможностям?»).
«Портрет электричества», 7-й класс (или: «Ассоциация на тему электричества» — портрет электричества, как некоего существа).

 
Сайт управляется системой uCoz