Что такое феноменологический
подход в естественных науках?
Прежде, чем описывать изучение естественных
наук в вальдорфской школе, следует охарактеризовать его методологические
основы, а именно: феноменологический подход. Истоки этого подхода
находятся в научной деятельности Иоганна Вольфганга Гёте. Выдающийся
поэт одновременно много и плодотворно занимался наукой: биологией,
геологией и физикой. Однако его метод исследования природы отличался
от господствующего и по сей день в науке картезианского рационализма.
При этом существенно, что, опираясь на непосредственный опыт, гетевская
методология не низводила науку до голого эмпиризма, игнорирующего
роль теоретических знаний. Сам Гете называл свой метод рациональным
эмпиризмом, обозначая тем самым существенную роль фактов в содержании
научного знания, однако же фактов, содержание которых рациональным
способом структурировано.
Занимаясь исследованием научного наследия Гете, Рудольф Штейнер
в конце XIX столетия разработал научные основы феноменологического
метода познания природы, в честь признания заслуг великого поэта
и естествоиспытателя, получившего впоследствии название гётеанства.
Прежде всего, следует различать методологию изучения неорганического
и органического. Рассмотрим ключевое понятие неорганического естествознания
по Гете, а именно - прафеномен. Данное понятие, как его развивали
Гете и Штейнер, соединяет в себе два противоположных полюса: внешне
данное и внутренне постигаемое, чувственное и мыслительное содержание.
С одной стороны, прафеномен выражается в непосредственно наблюдаемом
явлении (например, в падении брошенного тела). С другой, - это закон
природы, то есть не данное непосредственно, но постигаемое лишь
мышлением (в приведенном примере это параболическая форма траектории
падения). В реально протекающем явлении этот закон действует, однако
же он не дан непосредственным чувствам и фиксируется лишь мышлением
(поскольку в примере с падением зрение может лишь последовательно
фиксировать отдельные положения тела относительно окружающих тел).
И вместе с тем этот закон, то есть идеальная сторона прафеномена,
не является абстрактно-теоретической моделью явления, ибо он не
описывает никаких гипотетических объектов, стоящих по ту сторону
наблюдаемого (как это имеет место, например, в модели идеального
газа).
Можно сказать, что прафеномен выражает закономерное в явлении. Здесь
акцент сделан на том, что закономерность эта носит не абстрактно
теоретический характер, она конкретна, то есть всегда неразрывно
связана с явлением. Однако одна и та же закономерность проявляется
в многообразных явлениях, поскольку реально протекающее явление
зависит от множества факторов. И вместе с тем существует только
один прафеномен, выражающий эту закономерность. В примере с падением
даже при наличии одинаковых начальных условий траектория падения
каждый раз будет своя. Описывает ли при этом центр тяжести падающего
тела математически такую кривую - параболу? Нет! Где же тогда наблюдается
прафеномен? В каждом явлении. И вместе с тем ни в одном из них он
не проявляется в чистоте, ибо это означало бы, что существует реальное
явление, в котором действует всего два фактора: притяжение Земли
и некоторая начальная скорость (имеющая отличную от вертикали составляющую).
При действии только этих двух условий траектория движения падающего
тела является параболой. Это и есть прафеномен падения брошенного
тела. В нем сплавлены реальные условия и идеальное содержание -
закономерная форма траектории падения при действии только двух факторов.
На понятии прафеномена и строится в основном изучение неорганического
естествознания и прежде всего физики в вальдорфской школе. В биологии
также основу изучения природы составляет феноменологический подход,
однако вместо понятия прафеномена используются другие понятия, более
близкие органическому естествознанию (см. Р. Штейнер "Очерк
теории познания Гетевского мировоззрения" - М., 1993 г.).
|