Курс физики и астрономии

Концепция

Феноменология

Программа

Методика

Учебник

Концепция
учебника для
гуманитариев

Шпаргалка к
экзаменам в 9 кл.

Концепция учебника по физике для гуманитариев

(опубликована в приложении "Физика" к газете "Первое сентября", № 33, 2000 г.)

Введение

В настоящий момент на рынке учебного книгоиздания имеется множество качественных учебных пособий по физике для образовательной школы, а также для школ с углубленным изучением этого предмета. Однако главной проблемой сегодня является разработка курса (и соответственно, учебника) физики для "гуманитариев". Причем эта категория учащихся стремительно увеличивается (в том числе и из-за резкого уменьшения престижа научной деятельности в нашем обществе).
Какую роль может играть этот предмет в образовании "гуманитариев"? Можно помыслить здесь два варианта разумного ответа на этот вопрос. Первый: курс физики в общей концепции гуманитарного образования призван дополнить его естественно-научным и техническим содержанием, чтобы, с одной стороны, скорректировать односторонность "чисто гуманитарного содержания", с другой - дать возможность гуманитарному образованию быть действительно общекультурным и современным. Второй вариант ответа предполагает более "революционное" изменение содержания преподавания данного предмета. Он состоит в гуманитаризации самой физики. Но так как в самой науке это направление деятельности еще только начинает развиваться, в настоящий момент подобная перестройка представляется крайне сложной. В данной концепции содержится попытка реализовать первую возможность перестройки содержания курса физики. Поэтому наряду с большим преобразованием традиционного содержания этого учебного предмета серьезный упор делается также и на изменение методов работы учащихся с этим обновленным содержанием, что невозможно решить лишь за счет нового учебного текста, но требует также и новой технологии обучения.
Прежде, чем сформулировать основные положения концепции учебника, постараемся кратко ответить на вопрос: в чем специфика гуманитарного склада мышления? Во-первых, в конкретном, образном, ассоциативном характере мышления в противовес абстрактно-логическому, "ненаглядному" мышлению современной науки. Во-вторых, в существенной роли субъективного, эмоционального, экзистенциально-личностного в противовес объективному характеру естествознания. В-третьих, в выраженном интересе к человеку и его роли в мире в противоположность естественной, то есть от человека не зависящей и вместе с тем механистической в широком смысле ориентации естественных наук. В-четвертых, в приоритете творческого, художественного начала в отличие от конструктивного, логически последовательного построения научных и технических объектов и понятий. В-пятых, преобладание иного типа связей и логики в развитии содержания по сравнению с естественно научным мышлением в логике причинно-следственных связей. Для "гуманитария" столь же естественным является объяснение происхождения какого-либо объекта, явления, исходя из целого, в которое он включен; или же из чисто эстетической необходимости.
И так далее. Список специфических черт, отличающих гуманитарное сознание от естественно-научного можно было бы еще продолжить. Однако приведенные черты принципиальны при разработке концепции учебника физики для "гуманитариев", основные положения которой сформулированы ниже.

Основные положения концепции

Прикольные рисунки на футболки еще по теме. . Дубленки женские интернет магазин по материалам http://butik.ru.
Сайт управляется системой uCoz