Концепция учебника по физике
для гуманитариев
(опубликована в приложении
"Физика" к газете "Первое сентября", № 33, 2000
г.)
Введение
В настоящий момент на рынке учебного книгоиздания
имеется множество качественных учебных пособий по физике для образовательной
школы, а также для школ с углубленным изучением этого предмета.
Однако главной проблемой сегодня является разработка курса (и соответственно,
учебника) физики для "гуманитариев". Причем эта категория
учащихся стремительно увеличивается (в том числе и из-за резкого
уменьшения престижа научной деятельности в нашем обществе).
Какую роль может играть этот предмет в образовании "гуманитариев"?
Можно помыслить здесь два варианта разумного ответа на этот вопрос.
Первый: курс физики в общей концепции гуманитарного образования
призван дополнить его естественно-научным и техническим содержанием,
чтобы, с одной стороны, скорректировать односторонность "чисто
гуманитарного содержания", с другой - дать возможность гуманитарному
образованию быть действительно общекультурным и современным. Второй
вариант ответа предполагает более "революционное" изменение
содержания преподавания данного предмета. Он состоит в гуманитаризации
самой физики. Но так как в самой науке это направление деятельности
еще только начинает развиваться, в настоящий момент подобная перестройка
представляется крайне сложной. В данной концепции содержится попытка
реализовать первую возможность перестройки содержания курса физики.
Поэтому наряду с большим преобразованием традиционного содержания
этого учебного предмета серьезный упор делается также и на изменение
методов работы учащихся с этим обновленным содержанием, что невозможно
решить лишь за счет нового учебного текста, но требует также и новой
технологии обучения.
Прежде, чем сформулировать основные положения концепции учебника,
постараемся кратко ответить на вопрос: в чем специфика гуманитарного
склада мышления? Во-первых, в конкретном, образном, ассоциативном
характере мышления в противовес абстрактно-логическому, "ненаглядному"
мышлению современной науки. Во-вторых, в существенной роли субъективного,
эмоционального, экзистенциально-личностного в противовес объективному
характеру естествознания. В-третьих, в выраженном интересе к человеку
и его роли в мире в противоположность естественной, то есть от человека
не зависящей и вместе с тем механистической в широком смысле ориентации
естественных наук. В-четвертых, в приоритете творческого, художественного
начала в отличие от конструктивного, логически последовательного
построения научных и технических объектов и понятий. В-пятых, преобладание
иного типа связей и логики в развитии содержания по сравнению с
естественно научным мышлением в логике причинно-следственных связей.
Для "гуманитария" столь же естественным является объяснение
происхождения какого-либо объекта, явления, исходя из целого, в
которое он включен; или же из чисто эстетической необходимости.
И так далее. Список специфических черт, отличающих гуманитарное
сознание от естественно-научного можно было бы еще продолжить. Однако
приведенные черты принципиальны при разработке концепции учебника
физики для "гуманитариев", основные положения которой
сформулированы ниже.
Основные
положения концепции
|