Практические работы в 8 классе
Изучение создаваемых линзой изображений

Цель работы: выяснить, как меняется вид и положение изображения в зависимости от удаленности лампочки от линзы.

Оборудование:
— выпуклая линза;
— белый экран;
— лампочка;
— источник тока и провода;
— рулетка.

Инструкция:
1. Определите с помощью солнца (с точностью до миллиметра) фокусное расстояние своей линзы. (Если день пасмурный, можно приближенно определить это расстояние с помощью удаленного источника света, например лампы. Для этого надо действовать так же, как с солнцем: нужно в затемненном помещении поймать на экране создаваемое линзой изображение лампы в виде яркой точки и измерить, на каком расстоянии от линзы оно возникает, – это и будет фокусное расстояние.) Запишите его на черновике: f = …
2. Сперва без всяких измерений проделайте следующее: установите линзу посредине парты (в дальнейшем лучше не менять ее положения), затем расположите лампочку на большом расстоянии от линзы (например, на расстоянии 1 метра) и попробуйте поймать с помощью экрана ее изображение. После этого, работая в паре (один держит лампочку, а второй – экран), медленно придвигайте лампочку к линзе и одновременно двигайте экран (в нужную сторону) так, чтобы изображение все время оставалось резким. Если не получается одновременности, можно действовать последовательно: сперва сдвигаем лампочку, а затем экран, потом снова лампочку и т. д.
3. Снова расположите лампочку на большом расстоянии от линзы (например, на расстоянии 1 метра) и попробуйте поймать с помощью экрана ее изображение. Зафиксируйте на черновике следующее:
a) На каком расстоянии от линзы находится лампочка: a = ….. (с точностью до 1 сантиметра).
b) На каком расстоянии от линзы находится изображение лампочки: b = ….. (с точностью до 1 сантиметра).
c) Сделайте набросок чертежа (в едином масштабе): как располагаются относительно друг друга лампочка, линза и изображение (экран).
d) Запишите, какое изображение вы наблюдаете (увеличенное или уменьшенное; прямое или перевернутое).
4. Постепенно придвигая лампочку все ближе и ближе к линзе, ловите с помощью экрана новое положение изображения и фиксируйте на черновике результат: как меняется изображение и его местоположение (записывайте каждый раз все четыре пункта чертежа, перечисленные в предыдущем задании).
5. В процессе работы особо зафиксируйте такое взаиморасположение лампочки, линзы и экрана, при котором изображение равно по размеру (равновелико) лампочке. На каком расстоянии это достигается? Сравните это расстояние с фокусным (варианты ответов: больше, меньше, равно, во сколько раз…).
6. Что происходит при приближении лампочки к линзе? Постарайтесь сами исследовать это, перемещая лампочку на малое расстояние вблизи линзы.
7. Завершив опыты, запишите в тетрадь название, цель работы и список оборудования. Перенесите в тетрадь результаты, озаглавив этот раздел «Результаты измерений и вычислений». Числовые данные (расстояния от линзы до лампочки и до изображения) надо заносить в таблицу. Чертежи делайте с помощью линейки: один под другим, располагая для наглядности линзы все время в центре, одну под другой (на одной прямой по вертикали). На чертежи надо нанести и фокусы линзы (с обеих сторон!) в том же масштабе.
8. Сделайте рисунок опыта.
9. Напишите «Ход работы» (как вы выполняли задания).
10. В заключение напишите «Выводы»: как меняется расстояние до изображения при изменении расстояния от предмета (лампочки) до линзы. Какую роль при этом играет фокусное расстояние линзы.


 
HOME  
Строительные материалы. Поставки коммерческого линолеума с заводов.
Сайт управляется системой uCoz