Первым шагом является
наблюдение явлений.
Это могут быть и наблюдения непосредственно
на природе, однако, в подавляющем большинстве случаев, это - эксперимент,
выполняемый в лабораторных условиях. Эксперимент может быть как
демонстрационным (учитель показывает, дети наблюдают), так и лабораторным
(выполняемым самими учащимися индивидуально или же в группах). Демонстрационный
эксперимент имеет то преимущество, что не требует большого количества
одинаковых приборов и полностью определяется заранее продуманным
планом. Вместе с тем, у практических работ есть другое существенное
преимущество - они в значительно большей степени задействуют активную
деятельность детей, что, безусловно, положительно сказывается на
интересе и личностной значимости эксперимента. К тому же, последнее
развивает индивидуальные практические умения и навыки учащихся,
учит их самостоятельному обращению с физическими приборами, ведению
"лабораторного журнала" (записей наблюдений). Трудность
проведения лабораторных работ в том, что деятельность учащихся в
этом случае должна быть очень хорошо организована: они должны ясно
понимать цель работы и иметь перед глазами подробный план ее выполнения.
Еще до начала работы учитель должен продемонстрировать всему классу,
как обращаться с приборами.
Во время наблюдения демонстрационного эксперимента в классе должна
установиться тишина и внимание. Словесные комментарии к происходящему
совершенно излишни. Ни учитель, ни ученики не должны при этом описывать
происходящее. Тем более неуместны желания учеников уже в ходе эксперимента
вслух высказывать его объяснение.
|