|
Эксперимент по электромагнетизму
в 7 классе
|
Опыт, представляющий собой вариацию на тему опыта Эрстеда, выполняется
в несколько этапов. На демонстрационном столе устанавливаются:
магнитная стрелка (в первую очередь, чтобы успела успокоиться
перед началом опыта), тот же источник тока, что и в прошлом
опыте, и лампа из автомобильной фары (12 В / 60 Вт). Лампу лучше
повернуть боком к классу, чтоб не слепила детей. После того,
как стрелка установились, учитель спрашивает какого-нибудь не
шибко сообразительного ученика: "Куда указывает синий конец
стрелки компаса?" Это необходимо для того, чтобы дети обратили
внимание на исходное положение стрелки. Лампа подключается к
аккумулятору двумя проводами: коротким и длинным (около 5 м
длиной), оба провода должны иметь достаточную толщину, чтобы
выдерживать ток до 10 А. Сперва присоединяется короткий провод,
а затем длинный. Причем длинный протягивается над магнитной
стрелкой (например, с использованием тех же лапок, установленных
в ножках штатива), также по направлению линии север-юг (вдоль
меридианной линии), чтобы магнитное действие тока было максимальным.
Высота провода над магнитной стрелкой должна быть не более 2
см. Подключаются сразу все 12 В - лампа загорается и одновременно
начинает крутиться стрелка. Подождав пока стрелка остановится
в новом положении, учитель размыкает цепь - стрелка снова приходит
в движение. Дождавшись остановки стрелки, учитель разворачивает
длинный провод на 180° и снова кладет его на прежнее место,
затем опять замыкает цепь. Стрелка снова приходит в движение
одновременно с зажиганием лампы. Снова надо дождаться, пока
она успокоится (на этот раз она будет повернута в противополжную
сторону), затем вновь разорвать цепь. После этого приступают
к описанию опыта.
После описания и, если потребовалось, повторения опыта, делаем
следующие шаги этого же эксперимента. Учитель подключает длинный
провод к противоположному полюсу источника тока, а короткий
- к тому, к которому был присоединен до этого длинный провод.
Стрелка снова приходит в движение одновременно с зажиганием
лампы. Снова надо дождаться, пока она успокоится, затем вновь
разорвать цепь.
Последний этап эксперимента состоит в подаче на лампу половинного
напряжения. Здесь уже нетерпеливый учитель может помочь стрелке
остановиться в новом положении - она просто отклонится на меньший
угол по сравнению с предыдущим. Одновременно и лампа будет гореть
слабее.
|
Магнитное действие
тока
|
|
|
|
|