На
учительском столе стоят 5 сосудов (нижние части пластиковых
бутылок). В них на краях при помощи крокодилов различного цвета
(например: красных для меди и черных для цинка) закрепляются
по паре пластин - из меди и цинка. Пластины должны быть заранее
отчищены мелкой шкуркой от оксидной пленки (особенно цинк) и
не касаться друг друга. Затем берется маленькая лампочка, рассчитанная
на ток в несколько десятков миллиампер и напряжение около 1-2,5
вольт (можно с успехом использовать и светодиод, но тогда надо
следить за полярностью). К лампочке присоединяются два провода
- синий и красный, которые затем подключают к пластинам одного
из сосудов, соответственно: синий - к цинковой, а красный -
к медной. - Лампочка не горит. Затем наливают в сосуд воды из-под
крана (но лучше дистиллированной, которую можно попросить у
автолюбителей или химиков; дело в том, что водопроводная вода
на самом деле является проводником, а дистиллированная - нет)
- лампочка по-прежнему не горит. Тогда один из проводов отсоединяется
от сосуда и подключается к той же пластине второго сосуда, а
между собой сосуды соединяются черным или зеленым проводом,
причем так, чтобы этот провод соединял пластины разных металлов.
После этого наливают воды во второй сосуд. В этом случае лампочка
уже может загореться даже несмотря на то, что используется простая
вода (при использовании дистиллированной лампа не будет гореть
и при подключении всех пяти сосудов). Если же это светодиод,
то при отсутствии свечения следует просто поменять местами его
выводы. Весь опыт лучше проводить при выключенном освещении
(если достаточно света за окном) - это даст возможность лучше
видеть слабое свечение лампочки или светодиода. После этого
также добавляется третий сосуд, четвертый и пятый. Важно, чтобы
сосуды и провода, ведущие к лампе выстраивались в форме круга,
- образ которого очень пригодится впоследствии. Затем в сосуды
насыпают соли и аккуратно помешивают ложечкой - лампочка горит
ярче (в случае дистиллированной воды лампочка загорится только
после добавления соли во все сосуды). Снова меняют местами выводы
светодиода (если используется светодиод) - он не горит. Затем
его подключают по-прежнему и также поэтапно убирают один сосуд
за другим в обратном порядке, каждый раз замыкая цепь заново. |
Эксперименты
с элементом Вольты
|
|
|