Цель работы: исследовать: где возникают цвета,
когда смотришь через призму;
каковы они и в каком случае появляется желтый, а в каком
— синий цветовой спектр.
Оборудование:
— призма;
— белый лист бумаги на черном фоне;
— черный лист бумаги на белом фоне (оба листа закреплены
на доске для
всего класса).
Пояснение: там, где поверхности стекла сходятся
под углом друг к другу, находится ребро призмы (верхняя
прямая линия на рисунке). С противоположной стороны, где
стекло расширяется, находится основание призмы (нижняя
плоскость).
Инструкция:
1. Сперва определи, в какую сторону призма смещает изображение
предмета (относительно самого предмета). Для этого выбери
какой-нибудь объект для наблюдения и постарайся, глядя
через боковую поверхность призмы, как показано на рисунке,
поймать в ней его изображение. Как оно выглядит? В какую
сторону оно смещается относительно предмета? Как ты держишь
при этом призму (в какую сторону обращено ее ребро, а
в какую – основание)?
Нарисуй, что ты видишь (предмет, призму и изображение
предмета на одном рисунке). Попробуй поворачивать призму,
но так, чтобы ты все время смотрел через одну и ту же
боковую поверхность (грань). Как меняется изображение?
Куда оно смещается?
2. Посмотри через призму на лист белой бумаги на темном
фоне. Для определенности держи призму ребром вверх, как
показано на первом рисунке. Где возникают цвета? Какие
они?
Нарисуй наблюдаемую через призму картину. Поверни призму
ребром вниз. Как изменилось расположение цветов? Поверни
ее ребром вправо, затем влево. Как меняется расположение
цветов?
3. Посмотри через призму на лист черной бумаги на белом
фоне. Для определенности держи призму ребром вверх, как
показано на первом рисунке. Где возникают цвета? Какие
они?
Нарисуй наблюдаемую через призму картину. Поверни призму
ребром вниз. Как изменилось расположение цветов? Поверни
ее ребром вправо, затем влево. Как меняется расположение
цветов?
4. Внимательнее приглядись, где возникает желтый, а где
— фиолетовый цвет (по отношению к белой и черной поверхности).
В каком порядке цвета следуют друг за другом? Какой цвет
расположен ближе к черному, а какой – к белому? Все это
запиши и отрази на своих рисунках.
5. Напиши «Ход работы» (как ты выполнял задания) и ее
результаты (рисунки и ответы на все вопросы заданий).
6. В заключение напиши «Вывод» — ответы на вопросы, сформулированные
в «Цели работы».
|