Колебания барабанной перепонки передаются молоточку,
наковальне и стремечку. Эти три косточки
соединены друг с другом подвижно, подобно суставам руки. Они уменьшают
размах колебаний, но усиливают звук в 50 – 90 раз. При очень сильном
звуке стремечко поворачивается, и колебание ослабляется. Поэтому
после громкого выстрела человек на некоторое время глохнет. Далее
через окно преддверия колебания передаются улитке
и там воспринимаются.
Когда камертон звучит тише, наблюдается уменьшение амплитуды.
У камертона, издающего более высокий тон, выше частота колебаний.
Снова, как и при соотношении длин струн монохорда, когда два тона
дают вместе музыкальный интервал, их частоты находятся в определенной
пропорции (т.е. отношении):
октава — 1 к 2,
квинта — 2 к 3,
кварта — 3 к 4 и т. д.
Определенной высоте звука всегда соответствует одна и та
же частота, независимо от того, что звучит: струна или
воздух внутри флейты. Поэтому по высоте звука, издаваемого насекомыми
в полете, можно судить о частоте, с которой они машут крыльями:
Комар си' — до" — ре" 500 – 600 Гц
Пчела ля' 440 Гц
Муха соль' 360 Гц
Шмель ля' 220 Гц
Звуковой диапазон частот: 20 Гц — 20000 Гц (20 к Гц)
|