На смену паровой машине пришел двигатель внутреннего сгорания
(ДВС). Из-за отсутствия парового котла (сгорание
происходит в том же месте — цилиндре, в котором сгоревшие газы
толкают поршень) этот двигатель гораздо легче и компактнее парового,
поэтому за полвека он практически вытеснил паровую машину. Первый
двигатель внутреннего сгорания появился в 1860 г. (создатель его
— Этьенн Ленуар, французский инженер). Работали
такие двигатели сперва на газе. Революционные изменения произошли,
когда был построен первый автомобиль, оснащенный бензиновым двигателем
(изобретатели — немецкие инженеры Готлиб Даймлер и Карл
Бенц, 1885).
Обычный (бензиновый) двигатель автомобиля работает в 4
такта:
— всасывание — открывается впускной клапан, и идущий
вниз поршень засасывает топливо в цилиндр;
— сжатие — клапан закрыт, и идущий вверх поршень
сжимает топливо;
— рабочий ход — начинается с искры и воспламенения
топлива, давление сгоревших газов толкает поршень, раскручивая
маховик;
— выхлоп — открывается выпускной клапан, и идущий
вверх поршень выталкивает отработанные газы из цилиндра в атмосферу.
Работа всех цилиндров синхронизирована таким образом, что при
каждом такте какой-либо из четырех совершает рабочий ход — главный
такт работы двигателя. Для справки: КПД бензинового двигателя
всего 30%!
|