|
Эксперимент по акустике
в 8 классе
|
Для выполнения
опыта обязательно требуется тишина! На демонстрационный стол
устанавливают три камертона на подставках рядом друг с другом,
направив их в сторону класса: два камертона "ля" и
один - "до". Сперва детям дают возможность прослушать
звучание всех трех камертонов, для чего учитель по очереди ударяет
каждый из них. Затем он останавливает их звучанье, прижимая
рукой зубцы каждого камертона. После этого начинается опыт.
Сперва два разных камертона ставятся напротив на расстоянии
около 70 см отверстиями друг ко другу. Ударяем один, через несколько
секунд останавливаем его за концы зубьев - звук сразу же исчезает.
Затем ударяем точно также и второй и тоже останавливаем - тот
же результат. После этого рядом с камертоном "до"
ставим второй камертон "ля" (также отверстием в сторону
первого) и повторяем опыт - звук не исчезает даже после того
как мы поднимаем вверх звучавший камертон, держа его за концы
зубьев словно зайца за уши. Учитель может при этом разыграть
недоуменье и заглянуть внутрь этого камертона. Он может также
дать его на прослушивание любому учащемуся. После этого он может
"отправиться на поиски" источника звука. Если звук
ослабнет, можно повторить опыт, зажать через несколько секунд
первый камертон и, держа его в руках, зажать сперва зубья камертона
"до", а затем и камертона "ля" - только
теперь звук исчезает. Последний вариант повторяют, отставив
в сторону камертон "до". Опыт требует подробного описания,
чтобы все учащиеся поняли, что произошло. После описания его
следует повторить. Кроме того, можно добавить еще и следующий
вариант: попробовать вызвать резонанс, развернув второй камертон
на 180° (отверстием ящичка в противоположную сторону). |
Резонанс двух
камертонов
|
|
|
|
|