|
Эксперимент по акустике
в 8 классе
|
На вакуумной
тарелке закрепляют электрический звонок (например, от телефонного
аппарата). Его ни в коем случае нельзя класть непосредственно
на ее поверхность или же давать ему касаться стеклянного колпака
- в этом случае звук будет передаваться непосредственно корпусу.
Лучше всего подвесить его на резиновой подвеске, закрепив последнюю
либо непосредственно на колпаке с помощью скотча, либо же каким-либо
образом на самой подставке. Тарелку накрывают колоколом и подключают
звонок к источнику питания (для электрического звонка телефонного
аппарата требуется около 40 В переменного напряжения). После
этого начинают отсасывать воздух из-под колокола насосом Камовского,
используя для этого силу нескольких крепких учащихся. Весь класс
наблюдает за постепенным затиханием звонка. В начале откачки
воздуха нередко требуется предварительно прижать колокол к основанию,
это может сделать учитель, навалившись всем своим весом на колокол.
После того, как достигнуто максимальное для насоса разрежение,
прекращают откачивать воздух и сразу же перекрывают вентиль
тарелки. Сразу же после этого отсоединяют и шланг от насоса.
Теперь несколько секунд прислушиваются к звонку, который сейчас
едва слышно, и после этого учитель аккуратно слегка приоткрывает
вентиль тарелки, снова впуская в нее воздух. Дети слышат шипение
врывающегося в шланг воздуха и одновременное нарастание звука
звонка. (Можно для уверенности сперва пережать шланг, согнув
его посередине пополам, потом открыть вентиль и слегка отпустить
шланг, а можно просто заткнуть отверстие шланга пальцем и, открыв
вентиль, чуть приоткрывать отверстие.) |
Звонок в вакууме
|
|
|
|
|