Учащиеся выходят
на улицу вместе с учителем. Где-нибудь во дворе длиной 200-300
м учитель расставляет детей группами вдоль прямой на расстоянии
50-100 м друг от друга (все расстояния меряются в шагах или
при помощи веревки). Сам он становится в начале этой линии и
поджигает петарду, которая производит только вспышку и сильных
грохот (можно было бы использовать для этой же цели стартовый
пистолет или пугач, вне городского шума можно взять и что-нибудь
потише: барабан, тарелки и т. д.). Учащиеся наблюдают, как вспыхивает
петарда и мгновением позже слышат грохот. Для того, чтобы им
был ясен момент взрыва, стоит сперва взорвать такую же петарду
рядом с детьми (в 5 м от них). Кроме того, перед расстановкой
нужно предупредить детей о способах сигнализации того момента,
когда каждая группа слышит грохот: нужно поднять руку, когда
увидишь дым (петарда зажжена) и резко опустить ее в момент,
когда услышишь грохот. Основная масса детей должна стоять на
максимальном удалении от петарды (не менее 100 м, но лучше 300).
Именно они видят, как по очереди опускают руки предыдущие группы
детей, и, кроме того, для них отчетливее всего становится рассогласование
вспышки и грохота. Нескольким ребятам дают в руки секундомеры
дли измерения длительность временной разницы между вспышкой
и грохотом. Опыт полезно повторить. Его описывают по возвращении
в класс. Весь опыт занимает не менее получаса! |
Непосредственное
измерение скорости звука
|
|
|