На
доске при помощи магнитов крепится лист ватмана. На нем горизонтально
прикрепляются два листа черной бумаги формата А3 на расстоянии
15 см друг от друга. Точно такая же композиция делается рядом,
только она является как бы негативом первой - на темном фоне
доски крепятся горизонтально два листа белой бумаги формата
А3 также на расстоянии 15 см друг от друга. Каждый лист подсвечивается
светом мощного диапроектора (достаточно одного проектора, так
как опыты выполняются поочередно).
Эксперимент начинают там, где между двумя черными листами оставлена
широкая белая полоса. Сперва детей просят назвать цвета, которые
будут наблюдаться сквозь призму, если ее ребро будет повернуто
кверху, затем они должны вспомнить, в какую сторону надо будет
смотреть сквозь призму (куда сместится изображение).
Детям раздаются призмы и оговаривают условия наблюдения - ребро
призмы должно смотреть вверх. Дети смотрят сквозь призму на
белую полосу, а учитель тем временем начинает не спеша перемещать
вверх нижний черный лист, тем самым суживая белую полосу. Целая
минута проходит, прежде чем полоса сузится до нуля. После этого
детей просят описать увиденное (при определенной ширине полосы
цветовые каймы, сходящиеся навстречу друг другу желтым и бирюзовым
цветом, встречаются и появляется зеленый цвет). После описания
всех деталей опыт обязательно повторяют. Детей просят записать
на черновик расположения цветов и их ширину для различных моментов
опыта.
Затем подобное проделывают и с черной полосой. Только там вместо
зеленого появляется лиловый цвет (цвет цветков персика). |
Краевые спектры,
полученные при помощи призмы
|
|
|