Выполняя свои электромагнитные исследования, в 1821 г. Майкл
Фарадей обнаружил, что взаимодействие электрического тока
и магнита может вызывать непрерывное вращение. Почти полвека понадобилось
электротехникам, чтобы создать электродвигатели, пригодные для
практического использования. И среди них в первую очередь следует
упомянуть нашего соотечественника Бориса Семеновича Якоби
(1801 –1874), который еще в 1838 г. сконструировал двигатель,
приводивший в движение катер с 12 пассажирами на борту. Однако
для широкого использования электродвигателя необходим был источник
дешевой электроэнергии — электромагнитный генератор.
Принцип работы
электродвигателя очень прост: вращение вызывается силами
магнитного притяжения и отталкивания, действующими между полюсами
подвижного электромагнита (ротора) и соответствующими
полюсами внешнего магнитного поля, создаваемого неподвижным электромагнитом
(или постоянным магнитом) — статором. Однако конструкция
электродвигателя не проста, поскольку надо добиться того, чтобы
двигатель вращался непрерывно. А для этого надо сделать так, чтобы
полюс подвижного электромагнита, притянувшись к противоположному
полюсу статора, автоматически менялся на противоположный
— тогда ротор не замрет на месте, а повернется дальше — по инерции
и под действием возникшего в этот момент отталкивания. Для автоматического
переключения полюсов ротора служит коллектор. Он
представляет собой пару закрепленных на валу ротора пластин, к
которым подключены обмотки ротора. Ток на эти пластины подается
через токоснимающие контакты. При повороте ротора
на 180° пластины меняются местами — это автоматически меняет направление
тока и, следовательно, полюсы подвижного электромагнита.
|