Активизация собственной познавательной
активности детей
Познавательные способности детей могут полноценно
развиваться только в том случае, если знания будут даваться не в
готовом виде, а активно добываться, насколько это только возможно
в рамках школьного обучения, самими детьми. Этому способствует вся
организация учебного процесса. Если исходным пунктом обучения будут
сами природные феномены или какие-либо ситуации, связанные с ними,
а не готовые знания, то в ученике активизируется самостоятельная
познавательная деятельность, появляются вопросы, стремление понять
и объяснить эти феномены и ситуации. Традиционная фронтальная форма
обучения, строящаяся на воспроизведении уже имеющихся в науке знаний,
напротив, мало способствуют этому. Место фронтального обучения занимает
живой диалог, обсуждение проблемы учителем вместе с учениками, а
также другие формы групповой и индивидуальной работы.
Эта установка на активность учащихся, на порождение знаний ими самими,
требует в свою очередь существенных изменений как в содержании обучения,
так и в средствах. Существенно меняется роль учителя, от которого
требуется гораздо больше самостоятельности и творческой инициативы.
Он должен самостоятельно проработать преподаваемый материал, искать
подходящие опыты, описания, художественные тексты. Это предъявляет
более высокие требования к его способностям и уровню подготовки.
Таким образом, обучение несет проблемный характер. Не взирая на
все те реальные методические трудности и временные затраты, которые
он с собой привносит. Причем сам ход познания, методология получения
и переработки содержания науки должны быть прежде непосредственно
пережиты учащимися. При этом рефлексивное знание о закономерностях
процесса познания не должно сообщаться слишком рано. Можно сказать,
что в основной школе важнее опыт этой деятельности, чем знание о
ее компонентах.
|