Возможно точная и целостная
картина явления
Основной акцент делается на феноменологическом
рассмотрении наиболее типических явлений для каждой области физической
действительности. В этой связи существенную роль в методике изучения
физики играет первая ступень изучения любого природного объекта,
которая состоит в наблюдении и целостном представлении данного объекта
или явления, взятого не в виде абстрактного понятия или модели,
а в многообразии его внешних проявлений, связей и характеристик,
включая сложившиеся в культуре различные способы его рассмотрения.
Причем это представление может формироваться как на основе непосредственного
наблюдения, так и на основе подробного и точного описания.
Исходным пунктом рассмотрения явлений природы и техники везде, где
только возможно, является непосредственный, живой опыт, данный через
действие, эксперимент или свободное наблюдение. Конкретности деталей
придается не меньшее значение, чем последующим выводам и формулировкам
закономерностей. Законы постигаются через призму конкретных явлений,
в которых они проявляются. Естественно, что ограниченность времени
требует специального отбора наиболее характерных, "красноречивых"
явлений и экспериментов, в которых суть природной закономерности
проявляется наиболее ярко и непосредственно. Именно поэтому излишней
является "аппаратурная насыщенность" экспериментов. Простое
оборудование в большинстве случаев подходит гораздо лучше, чем дорогостоющие
и точные приборы, не говоря уже о компьютерных программах.
В сознании учащегося эти две стороны: явление и закономерность,
реальное и идеальное, - должны все время присутствовать рядом, проникая
и дополняя одно другое. Закономерность помогает понять явление,
а явление облегчает понимание закономерности. При этом важна последовательность
подачи материала: сперва следует преобрести живой опыт через действие,
наблюдение явления или эксперимента, затем перейти к описанию последнего
и лишь потом, на третьей ступени, переходить к его осмыслению, к
пониманию - к закономерности.
|