Качественная сторона явлений
Другой важной чертой изучения физики является
учет качественной стороны явлений и законов, в противоположность
сугубо количественной ориентации традиционного обучения. Ни для
кого не секрет, что не все способны математически мыслить. Когда
новое физическое понятие (например, импульс) предъявляется ребенку
сперва как результат математических преобразований или же просто
как математическая конструкция, а потом (в лучшем случае) ищется
ее физический смысл, то есть, отношение к природе, к физической
действительности, понятно, что у многих детей возникает элементарное
непонимание и причудливое "мировоззрение" - будто в действительности
существуют формулы, а явления нужны лишь для их иллюстрации. Формулы
всегда "правильны", а явления могут "ошибаться".
В пользу качественного изучения физики говорит также и тот факт,
что существенными для понимания физики являются как раз не сами
математические зависимости между величинами, а их "физический
смысл", т.е. "понимание сути физической ситуации задачи".
Недаром именно решение качественных задач оказывается зачастую более
сложным делом для большинства знакомых с физикой учеников. А ведь
на качественных задачах легко проверить и знание и понимание физических
законов. Они неплохо способствуют и развитию мышления учащихся.
Такой подход способствует действительному пониманию научных понятий
и закономерностей, а не манипулированию ими в процессе подстановки
величин в сообщенные в готовом виде формулы. Что же касается количественного
аспекта природных закономерностей, то и они, разумеется, должны
присутствовать в содержания обучения. Дети могут на отдельных конкретных
примерах овладеть умением проводить расчеты.
|