Концепция курса физики и астрономии

Целостность

Доверие к опыту

Место моделей

Качественность

Экземплярность

Экологичность

Развитие понятий

Практическая
направленность

Возраст

Познавательная
активность

Резюме

;

Экологическая ориентация

Одна из основных воспитательно-образовательных задач преподавания естественных наук - это формирование у учащихся целостного, экологически-ориентированного представления о природе и ее закономерностях. Воспитание экологической позиции у детей невозможно только за счет знаний о природе. Не менее, если не более важным является - эмоционально-ценностное отношение человека к природе, формирующееся в процессе воспитывающего обучения, важнейшим компонентом которого является опыт переживания природы. Именно поэтому нельзя ограничиваться только научным ее рассмотрением. Ведь есть еще и другой взгляд - поэтический или художественный, в котором действительность предстает перед нами в ином свете, в свете человеческого духа. Это насквозь пронизанное субъективностью - не в смысле неправильного, искаженного восприятия действительности, а в смысле ее одухотворения, отношение, когда во внешнем, казалось бы постороннем человеку мире, находятся "человеческие", духовные и душевные черты. Именно находятся, а не произвольно полагаются. Гениальность художника состоит именно в раскрытии, а не придумывании живых одухотворенных черт объективной действительности. Вспомним хотя бы о художественном воздействии различных красок в живописи, вызывающих у различных людей сходные переживания, хотя эти переживания и носят "субъективный" характер. Гете в своем "Учении о цвете" посвящает такому субъективно-объективному воздействию цвета на человека целый раздел, названный им "О чувственно-нравственном воздействии цветов". На таком объективном воздействии на субъективную сферу человека основана также и терапия искусствами. Эта эстетическая сторона феноменов содержит в себе огромных педагогический потенциал.
Поэтому там, где только возможно, стараются дополнить физическую картину мира явлений природы ее поэтическим или художественным изображением. При этом безусловно необходим тонкий педагогический такт. В противном случае и само произведение искусства вместо того, чтобы породить живое переживание и эстетическое чувство, может выродиться в простую схему, потерять жизненность и стать пустой иллюстрацией, описывающей "тоже самое, но только в рифму". Однако, произведения искусства не есть лишь иллюстрации, но представляют собой самостоятельную ценность и имеют самостоятельное педагогическое значение. Добиться настоящего переживание красоты и величия природы - дело непростое. Это отдельная педагогическая задача требует неформального включения в учебный процесс - в качестве обязательных, важных и требующих времени компонентов художественное, поэтическое и музыкальное восприятие мира, постоянное непосредственное общение с живой природой. Таким образом, большое значение придается не только интеграции знаний различных наук в целях формирования целостного представления о природе, но и интеграция научного и художественного подходов, как взаимообогащающих. В этой связи следует говорить о различных направлениях гуманитаризации естественнонаучных предметов.
Исходя из этого стремятся включить элементы искусства в саму ткань процесса обучения. Речь идет не только о творческом построении каждого урока, но и об использовании самостоятельной художественной деятельности детей на этих уроках, например, при оформлении рабочих тетрадей, которые пишутся и украшаются самими детьми, зачастую выступая в роли учебного пособия, и которые должны быть красиво, со вкусом оформлены. Устная речь учителя при изложении материала должна носить литературный, образный характер. Для создания подходящего настроения в начале урока широко используются произведения поэтического и музыкального искусства, связанные с преподаваемой темой и отражающие ее в общечеловеческом аспекте.
Этим преодолевается устаревшее стремление к "объективности" (обезличенности) научных знаний. Ибо в само знание о природе вводится, как одна из составляющих, сам познающий субъект. Мы исходим из того, что всякое знание и всякое понятие носит индивидуально-личностный характер, то есть наполнено субъективным значением и индивидуально окрашено в зависимости от личного опыта и способностей каждого отдельного учащегося.

Цена, договор на аутстаффинг персонала.
Сайт управляется системой uCoz