Экологическая ориентация
Одна из основных воспитательно-образовательных
задач преподавания естественных наук - это формирование у учащихся
целостного, экологически-ориентированного представления о природе
и ее закономерностях. Воспитание экологической позиции у детей невозможно
только за счет знаний о природе. Не менее, если не более важным
является - эмоционально-ценностное отношение человека к природе,
формирующееся в процессе воспитывающего обучения, важнейшим компонентом
которого является опыт переживания природы. Именно поэтому нельзя
ограничиваться только научным ее рассмотрением. Ведь есть еще и
другой взгляд - поэтический или художественный, в котором действительность
предстает перед нами в ином свете, в свете человеческого духа. Это
насквозь пронизанное субъективностью - не в смысле неправильного,
искаженного восприятия действительности, а в смысле ее одухотворения,
отношение, когда во внешнем, казалось бы постороннем человеку мире,
находятся "человеческие", духовные и душевные черты. Именно
находятся, а не произвольно полагаются. Гениальность художника состоит
именно в раскрытии, а не придумывании живых одухотворенных черт
объективной действительности. Вспомним хотя бы о художественном
воздействии различных красок в живописи, вызывающих у различных
людей сходные переживания, хотя эти переживания и носят "субъективный"
характер. Гете в своем "Учении о цвете" посвящает такому
субъективно-объективному воздействию цвета на человека целый раздел,
названный им "О чувственно-нравственном воздействии цветов".
На таком объективном воздействии на субъективную сферу человека
основана также и терапия искусствами. Эта эстетическая сторона феноменов
содержит в себе огромных педагогический потенциал.
Поэтому там, где только возможно, стараются дополнить физическую
картину мира явлений природы ее поэтическим или художественным изображением.
При этом безусловно необходим тонкий педагогический такт. В противном
случае и само произведение искусства вместо того, чтобы породить
живое переживание и эстетическое чувство, может выродиться в простую
схему, потерять жизненность и стать пустой иллюстрацией, описывающей
"тоже самое, но только в рифму". Однако, произведения
искусства не есть лишь иллюстрации, но представляют собой самостоятельную
ценность и имеют самостоятельное педагогическое значение. Добиться
настоящего переживание красоты и величия природы - дело непростое.
Это отдельная педагогическая задача требует неформального включения
в учебный процесс - в качестве обязательных, важных и требующих
времени компонентов художественное, поэтическое и музыкальное восприятие
мира, постоянное непосредственное общение с живой природой. Таким
образом, большое значение придается не только интеграции знаний
различных наук в целях формирования целостного представления о природе,
но и интеграция научного и художественного подходов, как взаимообогащающих.
В этой связи следует говорить о различных направлениях гуманитаризации
естественнонаучных предметов.
Исходя из этого стремятся включить элементы искусства в саму ткань
процесса обучения. Речь идет не только о творческом построении каждого
урока, но и об использовании самостоятельной художественной деятельности
детей на этих уроках, например, при оформлении рабочих тетрадей,
которые пишутся и украшаются самими детьми, зачастую выступая в
роли учебного пособия, и которые должны быть красиво, со вкусом
оформлены. Устная речь учителя при изложении материала должна носить
литературный, образный характер. Для создания подходящего настроения
в начале урока широко используются произведения поэтического и музыкального
искусства, связанные с преподаваемой темой и отражающие ее в общечеловеческом
аспекте.
Этим преодолевается устаревшее стремление к "объективности"
(обезличенности) научных знаний. Ибо в само знание о природе вводится,
как одна из составляющих, сам познающий субъект. Мы исходим из того,
что всякое знание и всякое понятие носит индивидуально-личностный
характер, то есть наполнено субъективным значением и индивидуально
окрашено в зависимости от личного опыта и способностей каждого отдельного
учащегося.
|