Вопрошающее внимание и доверие
к опыту
Явление для любого человека обладает определенной
очевидностью, статусом реальности. Однако само по себе оно непонятно
и представляет собой нечто загадочное. Задача познания - проникнуть
в это загадочное, понять или объяснить его. Столкновение в предметом
или явлением, с непонятным, пробуждает вопросы. С педагогической
точки зрения крайне важно разбудить вопрошающее внимание детей,
что достигается благодаря некоторому отдалению объяснения, которое
дается, как правило, лишь на второй день после наблюдения или эксперимента.
Объяснение не должно разрушать доверия к непосредственному чувственному
опыту. Если мы хотим научить детей умению отсеивать действительное
от ложного, сформировать у них способность самостоятельно отличать
факты от точек зрения, объяснительных моделей, теоретических конструкций
необходимо с самого начала сформировать у них здоровое доверие к
опыту.
Таким образом, в обучении надо удержать природную и культурную целостность
в их конкретности, насыщенности, богатстве и не "ощипывать"
то или другое явление до безжизненной абстракции, к которой весьма
трудно испытывать симпатию и интерес особенно в школьном возрасте.
Это возможно лишь при правильной ориентации по отношению феноменам,
при признании их важности. Только при условии такого непосредственного
обращения к природе и культуре можно приблизиться к целостности,
к интегративности, к гуманитаризации школьного естественнонаучного
курса.
|