Постепенность развития и
открытость научных понятий
В этой связи принципиально важную роль играет
выстраивание линий развития научных понятий. Согласно закономерностям
интеллектуального развития (выделенным школой Пиаже) невозможно
усвоение современного научного понятия в полном объеме на стадиях,
предшествующих формально-операционной. Это означает, что понятие,
введенное в начале среднего школьного возраста, имеет у учащегося
чаще всего иное содержание, чем традиционное научное понятие, заложенное
автором в текст учебника. Да и последнее также имеет иное содержание,
чем его современный аналог, используемый сегодняшними учеными. Поэтому,
не отказываясь от раннего введения научных понятий, не следует стремиться
сразу же строго зафиксировать содержание каждого естественнонаучного
понятия в виде четкой дефиниции, учитывающей все необходимые признаки
этого понятия, но, оставляя познавательное пространство открытым,
дать возможность понятию "расти" и "развиваться"
вместе с учеником.
Теория развития интеллекта Жана Пиаже оказала глубокое влияние и
на развитие отечественной психологии и педагогической психологии.
Несмотря на критику Пиаже Л. С. Выготским и его последователями
последний широко использовал результаты и методы работы швейцарского
психолога для построения собственной теории развития. Это прежде
всего положение о качественно ином характере мышления и всего мироощущения
ребенка, по сравнению с мышлением и мироощущением взрослого, о необходимости
учитывать это качественное своеобразие в педагогике, а также генетический
подход к развитию понятий, то есть положение о том, что научные
операциональные понятия формируются постепенно из других форм познавательной
деятельности (действия, образа и т.д.).
Мы считаем, что "феномены Пиаже" не следует стремиться
устранить, как нечто несущественное в развитии. Последнее имеет
место в различных "развивающих" технологиях, рассматривающих
научное понятие, как главный фактор и критерий развития. Описанные
Пиаже феномены имеют смысл в общей логике развития ребенка и их
следует учитывать в обучении. Стремиться же к искусственному ускорению
интеллектуального развития не следует, так как такое ускорение происходит
за счет целостного психосоматического развития. Последнее должно
происходить гармонично в совокупности всех остальных факторов и
сторон развития.
|