Ориентация на возрастные
особенности в
построении учебной программы и методах преподавания
Знакомство с природой начинается еще в детском
саду. Ребенок-дошкольник, переживающий действительность еще в нерасчлененном,
целостном облике, у которого мышление еще не выделилось в самостоятельную,
автономную функцию переживает природные закономерности всем своим
существом, включая телесность. Переживая вместе с группой дневной,
недельный и годичный ритм жизни природы, работая с природными материалами
- шерстью, воском, глиной, водой, огнем и т. д., ухаживая за садом,
короче, участвуя в разнообразной деятельности, в которую включены
природные материалы, ребенок постигает качественные особенности
природных элементов. Также, при формировании тела, которое ведь
относится к природе, качаясь на качелях, бегая, прыгая, формируется
основа понятий равновесия, скорости, инерции и т.д. На этой ступени
природные закономерности переживаются не вербально, но телесно и
через действия. Именно этот непосредственный бессознательный опыт
используется в дальнейшем изучении механики.
В младшем школьном возрасте, вплоть до третьего класса, на передний
план выходит образно-символическое мышление. В материалах для рассказывания
большое место должны занимать образные истории о природе (так называемые
"истории со смыслом"). Они представляют собой рассказы,
нередко придумываемые самим учителем, о тех природных явлениях,
с которыми встречаются дети. Их можно назвать и сказками, потому
что и звезды, и камни в них не молчат, а говорят и действуют, как
люди, что прекрасно воспринимается детьми этого возраста.
В третьем классе происходит переход от мира сказочных образов, к
реальным земным отношениям. Однако этот переход происходит постепенно
и напоминает первое появление древних культур. В нашей школе дети
знакомятся с первыми профессиями: кузнеца, горшечника, строителя,
земледельца, прежде всего через практическую работу. Они сами тянут
плуг, сеют, ухаживают за посевами, собирают урожай и пекут хлеб,
строят небольшой дом, выковывают в кузнице простейшие изделия из
металла (гвоздь, цепь и т.п.), изготовляют глиняную посуду, при
этом знакомясь с массой практических вещей, необходимых человеку
в его культурном освоении природы. При изучении измерений дети делают
простые рычажные весы из дерева и проводят с ними ряд упражнений
во взвешивании.
Принцип художественной образности продолжает преобладать и при начальном
изучении физики (6 класс). Лишь постепенно из целостного, связанного
с переживанием феноменологически-описательного мышления выделяются
элементы операционального, сугубо научного мышления, работающего
с причинно-следственными связями, четкими определениями и логическими
конструкциями. И только в старших классах теоретические, модельные
объяснительные представления и понятия современной науки становятся
ведущими формами образования понятий. Такое объективированное научное
мышление, не связанное с человеческой субъективностью, является,
по мнению многих ученых и философов, одной из причин бездушного
отношения к природе, свойственного современной цивилизации, приведшей
к экологическому кризису. Именно поэтому так важно, чтобы в эпоху
торжества науки и информационных технологий мышление о природе опиралось
бы на широкое общее развитие человека, на эмоционально богатое,
переживаемое отношение к миру, чтобы стать ответственным, "участным"
мышлением (М.Бахтин).
|