Концепция курса физики и астрономии

Целостность

Доверие к опыту

Место моделей

Качественность

Экземплярность

Экологичность

Развитие понятий

Практическая
направленность

Возраст

Познавательная
активность

Резюме

;

Ориентация на возрастные особенности в
построении учебной программы и методах преподавания

Знакомство с природой начинается еще в детском саду. Ребенок-дошкольник, переживающий действительность еще в нерасчлененном, целостном облике, у которого мышление еще не выделилось в самостоятельную, автономную функцию переживает природные закономерности всем своим существом, включая телесность. Переживая вместе с группой дневной, недельный и годичный ритм жизни природы, работая с природными материалами - шерстью, воском, глиной, водой, огнем и т. д., ухаживая за садом, короче, участвуя в разнообразной деятельности, в которую включены природные материалы, ребенок постигает качественные особенности природных элементов. Также, при формировании тела, которое ведь относится к природе, качаясь на качелях, бегая, прыгая, формируется основа понятий равновесия, скорости, инерции и т.д. На этой ступени природные закономерности переживаются не вербально, но телесно и через действия. Именно этот непосредственный бессознательный опыт используется в дальнейшем изучении механики.
В младшем школьном возрасте, вплоть до третьего класса, на передний план выходит образно-символическое мышление. В материалах для рассказывания большое место должны занимать образные истории о природе (так называемые "истории со смыслом"). Они представляют собой рассказы, нередко придумываемые самим учителем, о тех природных явлениях, с которыми встречаются дети. Их можно назвать и сказками, потому что и звезды, и камни в них не молчат, а говорят и действуют, как люди, что прекрасно воспринимается детьми этого возраста.
В третьем классе происходит переход от мира сказочных образов, к реальным земным отношениям. Однако этот переход происходит постепенно и напоминает первое появление древних культур. В нашей школе дети знакомятся с первыми профессиями: кузнеца, горшечника, строителя, земледельца, прежде всего через практическую работу. Они сами тянут плуг, сеют, ухаживают за посевами, собирают урожай и пекут хлеб, строят небольшой дом, выковывают в кузнице простейшие изделия из металла (гвоздь, цепь и т.п.), изготовляют глиняную посуду, при этом знакомясь с массой практических вещей, необходимых человеку в его культурном освоении природы. При изучении измерений дети делают простые рычажные весы из дерева и проводят с ними ряд упражнений во взвешивании.
Принцип художественной образности продолжает преобладать и при начальном изучении физики (6 класс). Лишь постепенно из целостного, связанного с переживанием феноменологически-описательного мышления выделяются элементы операционального, сугубо научного мышления, работающего с причинно-следственными связями, четкими определениями и логическими конструкциями. И только в старших классах теоретические, модельные объяснительные представления и понятия современной науки становятся ведущими формами образования понятий. Такое объективированное научное мышление, не связанное с человеческой субъективностью, является, по мнению многих ученых и философов, одной из причин бездушного отношения к природе, свойственного современной цивилизации, приведшей к экологическому кризису. Именно поэтому так важно, чтобы в эпоху торжества науки и информационных технологий мышление о природе опиралось бы на широкое общее развитие человека, на эмоционально богатое, переживаемое отношение к миру, чтобы стать ответственным, "участным" мышлением (М.Бахтин).

Способы сильных приворотов тут
Сайт управляется системой uCoz