Экземплярное и экономичное
обучение
В ситуации ограниченного количества часов,
отпущенных на предметы естественнонаучного цикла в непрофильных
классах (в течение одного года - от 30 до 60 на каждый) - трудно
достижима цель формирования систематического знания большого количества
понятий, закономерностей и научных теорий. Поэтому для достижения
хорошего понимания материала учащимися различных способностей используется
принцип обучения на отдельных узловых примерах (так называемое "экземплярное
обучение"). Под узловыми примерами здесь понимаются не только
сами природные явления или же технические устройства, но и связанные
с ними законы. Нужно только правильно отобрать самое важное содержание
и иметь смелость отказаться от того, что "еще очень хотелось
бы рассказать детям". В этой работе по отбору содержания специалист-предметник
в учителе отходит на задний план, уступив место педагогу. При этом
существенным моментом выбранного принципа обучения является детальная
проработка каждого феномена (реализация принципа "не вширь,
а вглубь"). Важным является не количество рассмотренных явлений,
а их характерность для каждой области.
Вместе с тем, принципу экземплярности сопутствует другой очень важный
принцип - принцип экономичности преподавания. Например, при углубленном
рассмотрении какого-либо предмета, закона или же явления попутно
вводится целый набор связанных с ним понятий, явлений и технических
приложений. Таким образом, концентрированно рассматривая отдельные
понятия науки, мы быстро намечаем и множество связанных с ними понятий.
|