Концепция курса физики и астрономии

Целостность

Доверие к опыту

Место моделей

Качественность

Экземплярность

Экологичность

Развитие понятий

Практическая
направленность

Возраст

Познавательная
активность

Резюме

;

Отказ от слишком поспешного объяснения
путем теорий и моделей

В этой связи требуется также такая переработка наличного фактического и экспериментального материала, которая перемещает акценты использования изложения фактического материала, наблюдений и опытов на уроках. Эксперимент, наблюдение, описание природного явления должны играть роль исходных, самоценных моментов познания природы. Они не должны служить лишь второстепенным дополнением к теоретическому знанию, дополнением, выполняющим лишь функцию подтверждения теории, простой иллюстрации последней. Именно так строится большая часть школьных экспериментов, которые настолько "очищены" от случайностей, что между ними и реальным явлением, происходящим в природе, лежит практически непреодолимая пропасть.
Задача объяснения явлений путем формирования модельных представлений (подобных атомной и электронной теориям) в начале обучения физики не ставится, так как в этом возрасте у школьников еще недостаточно сформировалась способность различения эмпирического и теоретического знания, фактов и гипотез, необходимая для работы с теориями (подобными молекулярно-кинетической теории строения вещества). Поэтому абстрактно-теоретические модели вводятся постепенно начиная лишь с 8-9 классов, чтобы избежать догматичности их усвоения и отождествления явления и его модели в сознании учащихся. Логические способности, необходимые для понимания научных теорий, развиваются в процессе специально выстроенной методики наблюдения явлений и составления обобщений (выведения закономерностей).

Сайт управляется системой uCoz