Отказ от слишком поспешного
объяснения
путем теорий и моделей
В этой связи требуется также такая переработка
наличного фактического и экспериментального материала, которая перемещает
акценты использования изложения фактического материала, наблюдений
и опытов на уроках. Эксперимент, наблюдение, описание природного
явления должны играть роль исходных, самоценных моментов познания
природы. Они не должны служить лишь второстепенным дополнением к
теоретическому знанию, дополнением, выполняющим лишь функцию подтверждения
теории, простой иллюстрации последней. Именно так строится большая
часть школьных экспериментов, которые настолько "очищены"
от случайностей, что между ними и реальным явлением, происходящим
в природе, лежит практически непреодолимая пропасть.
Задача объяснения явлений путем формирования модельных представлений
(подобных атомной и электронной теориям) в начале обучения физики
не ставится, так как в этом возрасте у школьников еще недостаточно
сформировалась способность различения эмпирического и теоретического
знания, фактов и гипотез, необходимая для работы с теориями (подобными
молекулярно-кинетической теории строения вещества). Поэтому абстрактно-теоретические
модели вводятся постепенно начиная лишь с 8-9 классов, чтобы избежать
догматичности их усвоения и отождествления явления и его модели
в сознании учащихся. Логические способности, необходимые для понимания
научных теорий, развиваются в процессе специально выстроенной методики
наблюдения явлений и составления обобщений (выведения закономерностей).
|